Оформление
реферата:
1. Титульный
лист
2. Оглавление
3. Введение
4. Основная
часть
5. Заключение
6. Библиография
(сноски обязательны)
7. Шрифт
– 14; Интервал – 1; Объём – 7-10 стр. (включая титульный, оглавления)
Введение: Сущность этики.
Принятие этических решений на основании:
1.
Совести
2.
Системы
ценностей
3.
Характере
4.
Системе
верований
Отношения
христианской этики и христианской жизни.
Две стороны
христианской этики:
a. Внутренняя
богобоязненная жизнь – та сторона, где мы имеем взаимоотношения с Богом, наша
духовная жизнь
b. Внешняя
сторона, которая является выражением внутреннего содержания. Внешняя сторона
имеет две части:
i.
Слово провозглашения Евангелия.
ii.
Наши действия и наш нравственный характер
Что
происходит если нет соответствия внешней стороны с внутренней? Происходит
лицемерие, законничество, бесчестие Бога.
8 Ибо
благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел,
чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы -
Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил
нам исполнять.
(Еф.2:8-10)
Если есть
внутренняя, а нет внешнего, то это нездоровая набожность.
Послание
Иакова 2 глава.
Определение
морали.
Мораль и
нравственность означают определенную сферу общественной и личной жизни, сферу
культуры
Мораль можно
определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди
руководствуются в своей жизни.
Мораль
представляет собой сложную сферу духовной жизни человека и общества, сферу
духовной культуры и является предметом изучения этики.
Определение
этики.
Под этикой
понимается исследование, изучение морали и её обоснование. Этика – это учение о
морали и нравственности.
Этика
является учением о морали. О нравственном освоении человеком действительности.
Обычно,
когда мы говорим об этике, мы говорим о каких-то видах, формах поведения,
порядке вещей.
«Добродетели»
- это такие устойчивые черты характера и ценностные установки, которые отображают
наличие у человека потребностей в духовных ценностях, внутреннее уважение им
нравственного миропорядка, способность жить по совести, вести себя культурно и
ответственно.
Этика – это систематическое изучение
стандартов правильного и неправильного, справедливого и несправедливого,
добродетели и пороков с целью применения этих уроков в ситуациях реальной
жизни.
Христианская этика – это систематическое
изучение стандартов правильного и неправильного, справедливого и
несправедливого, добродетели и пороков на основании библейского мировоззрения с
целью применения этих уроков в ситуациях реальной жизни.
Этика – это
нормативная дисциплина, а не описательная.
Две основные
дисциплины этики:
1. Философская
этика (Аристотель, Сократ).
2. Христианская
этика.
a. Два
источника этики – Библия и богословие
Две части
этики:
1. Теоретическая
этика. Как моральная философия есть учение о смысле жизни и духовных моральных
ценностях.
2. Прикладная
или практическая этика рассматривает вопросы, касающиеся непосредственно
практической жизни. Она занимается рассмотрением того, как известные
нравственные принципы применяются в практической жизни.
Что делает
этические вопросы сложными:
1. Библия
не всегда рассматривает те вопросы, с которыми мы сегодня сталкиваемся.
2. В
данной ситуации можно применить много богословских принципов, которые побуждают
нас к разным действиям.
3. Фактическая
ситуация данного вопроса не ясна.
Выводы:
В сложных
ситуациях мы, скорее всего, не выбираем между абсолютным злом и абсолютным
добром. Мы ищем мудрое решение.
Взаимосвязь
или отношение этики, пасторской заботы и общественной политики законов.
Этика. В
этике мы пользуемся Божьими стандартами.
Пасторская
забота. Это забота о пастве чаще всего, когда нравственные законы уже нарушены
и присутствуют проблемы.
Общественный
закон и общественная политика. От христианской этики отличается тем, что имеют
другие стандарты и идут дальше, чем общественное.
Основы Христианской этики.
·
Основание нашей нравственной этики.
·
А) Этика последствий в сравнения с этикой
принципов.
1)
Теологическая. ( понятия из ходит из последствий),
1. Этический
эгоизм
Этический эгоизм. –
рассматриваются все последствия. То что добро для меня это «хорошо»
Хорошим
является то, что для меня является добром (Эпикур)
Адам Смит,
«Исследования о природе и причинах богатства народов»
Достоевский
Ф.И.
Ответ
христианства
-
Противоположный подход – любовь (агапе), которая служит другим
- Этический
эгоизм основан на отсутствии высшего авторитета
Каждый человек должен быть
автономным.
2. Утилитаризм
Добро – это
наибольшее благо для наибольшего количества людей
Джереми Бентам
Джон Стюард Милль. Сторонник
Утилитаризма. Не объём, а качества удовольствия.
«Лучше быть не удовлитвореным
человекам, чем удовлитвореной семьей
Два класса
утилитаризма:
-
Утилитаризм правил. Правила основанные на последствиях. Создание правил для
большего блага
-
Утилитаризм действий. Основывается на ситуации. Правил нет, подход с точки
зрения результата действия.
Критика
утилитаризма
·
НЕ можем завесить
·
Цель оправдывает следствия.
·
Кто определяет что правильно а что не правильно.
Демократия.
Этот подход
не признает, что есть вещи, которые добры сами по себе.
Вывод
Деонтологическая
этика (принципов).
Долг,
обязательство.
Разумом
можно дойти до познания добра и зла.
- Интуиция
может быть источником познания добра и зла.
- Опыт определяет
добро и зло
- На
основании истории можно определить добро и зло
- Христианская
этика: основанием для определения добра и зла являются Божественные откровения
– Слово Божие и жизнь Иисуса Христа
Примеры
нехристианского подхода.
Философия
Сократа.
- Знание –
источник понимания этических принципов (Рим.7 глава)
1.
Категорический исператив – дайствуй так, чтобы максима твоего действия могла
стать универсальным законом.
2. К
человеку относиться нужно как к цели, но не как средству.
Категорический
исператив очень похож на «золотое правило».
Основание
христианской этики – это не принципы (это средства), а Бог.
Принципы –
это средства, благодаря которым мы знаем, что Бог требует от нас.
Суть не в
том, чтобы следовать правилам и принципам, но чтобы жить с соответствии с
природой Бога.
Заповеди
исходяят из Божьего характера и Его действий для Своего народа.
Исход 20
глава
Личность
Бога мотивирует соблюдать заповеди.
Мотив
христианской этики - любовь к Богу и любовь к ближнему.
Критика
этики принципов.
- Умеренность
- Мудрость
-
Справедливость
- Храбрость
Стенли
Хауервоз
- Основа
этики
- Цель этики
Критика:
Сильные
стороны
Слабые
сторона
Диетологическая Этика
·
Этика должествования.
·
Долг обезательство
·
Разумом можно дойти до добра изла.
·
Интуиция может быть источникам добра и зла.
·
Опыт и Истоия оприделяет добро и зло.
Христианская этика основаниеем определяет добро и зло на
откровении Божьего слови и жизни Иисуса Христа.
Примеры не Христианского подхода.
Сократ – знани источник понимания этических принцепов.
Эмануил Кант Критика практического разума. Этика – это долг.
Разум. Трепования. Все что можешь сделать пусть будет законам. Делай, то что
хочешь чтоб делали все.
К человеку относись как к цели, а не как к средству.
Очень похож на золотое правило.
Этика принципов.
Основание Христианской этики является Бог, а не прицепы.
Принципы это средства благодаря которым мы знаем, что Бог
требует от нас.
Заповеди исходят из Божьего Характера и его действий для
Божьего народа.
Личность Бога мотивирует соблюдать заповеди.
Мотивы Христианской этики это любовь к Богу и любовь к
ближнему.
Этика Характера Этика добродетили
Основание этика нравственном характере человека.
Характер воспитывается обществом и историей.
Главное не принятие решения, а формирования внутреннего
характера.
Этика принцыпам и этика характера ведет к эмотивизмму. То
что мне нравится и хочется.
Аристотель – умеренность мудрость справедливость храбрость.
Основа этики это история об Иисусе Христе.
Цель Этики. Стать таким человекам правильного и твердого
характера каким был Иисус Христос.
Критика.
Сильные стороны. Сердца расказ
Слабые стороны. Сердца не возможно изменить расказами.
Богословские
принципы этики принципов и этики характера.
Три основных
компонента богословия:
1. Повествовательный
компонент
2. Рациональный
компонент
3. Ритуальный
компонент
Повествовательный компонент –
это всеобщая картина Библии состоящая из 4 частей:
1. Творение
2. Грехопадение
3. Искупление
4. Восстановление,
завершение
Христианская
эсхатология считает, что последнее окончательное решение – это Божье решение,
Божье слово.
Эсхатология
– это всегда мотивация к действию в Новом Завете мотивация к верности.
Рациональный компонент.
Это есть
богословие.
1. В
самом начале был поиск в Божественной и человеческой природе Иисуса Христа и
природе Троицы, основываясь на философии.
2. Рациональный
компонент формируется на основании всей Библии.
Различные
аспекты богословия имеют свой отпечаток на этике.
Ритуальный компонент.
Каждое мировоззрение
проявляется на практике в ритуалах.
1. Каждая
церковь имеет ритуалы, выражающие богословие и верования. Каждое богослужение –
совокупный ритуал нашего богословия.
2. Когда
мы поклоняемся Богу, мы должны отражать Евангелие
3. Ритуалы
более значительны в смысле показательной действенной силы, чем мы даём себе в
этом отчёт.
Конкретные изложения богословских
оснований.
Самая
главная основа богословия – это триединство Бога.
1. Бог
является абсолютной основой христианской этики.
Этика
исходит из природы и действий Бога. Благость
Бога
является основанием добродетелей человека.
Этика – это
отклик человека на призыв единого Бога в свете его действий и Его характера в
отношении нас.
Этика не
является в первую очередь послушанием закону Бога. Это ответ живому Богу.
Содержание нашего этического ответа может формироваться Божьей заповедью, но
заповеди не являются основанием этики. Эти заповеди являются отражением Божьего
характера, целей и действий в отношении нас.
2. Бог
является нормой христианской этики. Бог формирует стандарт наших действий.
3. Бог
является силой для этической жизни. Только благодаря Божьей праведности мы
можем приближаться к Божьему стандарту и особое ударение здесь делается на Духе
Святом и Его силе.
Богословие творения
1. Творение
хорошо.
Аскетизм
поражал 2 вещи:
- Отношение
к экономике и бизнесу
- Этика
половых отношений
Иероним.
Один из отцов церкви. Жил в 4 веке.
2. Образ
Божий в человеке.
Образ Божий:
- Духовное
подобие
-
Способность рассуждать
-
Способность общаться
- Власть над
творением
-
Способность творить
Человеческое
достоинство – это врожденная часть сущности человека и не зависит от его
поведения и способностей.
Доктрина об
образе Божьем очень важна для экономики, для этики.
Образ Бога –
это один из самых значительных богословских вопросов нашего времени. Мы –
падшее творение, но мы так же несём в себе образ Бога.
3. Целостность
человека.
- Бог создал
человека целостной личностью
- Дух, душа
и тело
«Саркс» -
плоть. Не связывается с физическим телом. В Новом Завете в большинстве случаев
используется для обозначения порочного, злого корня в человеке.
Когда мы
получаем Духа Святого, мы не получаем Его, как часть нашей природы. Он входит в
нашу природу, пронизывая все части нашего естества. Поэтому мы есть храм Духа
Святого. Поэтому мы говорим, что Дух Святой пребывает во мне едином человеке
духовном и материальном.
Наш дух,
душа и тело поражены грехом.
Учение о грехе и грехопадении.
Оптимисты
считают природу человека очень доброй по своей сути. Человек склонен делать
добро сам по себе. Его только нужно правильно научить.
Пессимисты.
Они рассматривают человеческую природу как зверскую и страшную. Они говорят о
необходимости власти в силе и насилии.
Грехопадение
– это восстание против Бога и его результаты отражаются на всей жизни человека.
Четыре сферы
разделения после грехопадения:
- Разделение
с Богом. Это суть грехопадения.
- Разделение
с другими людьми.
- Разделение
с самим собой
- Разделение
с природой
Сутью
Евангелия является восстановление моста между человеком и Богом. Восстановление
утерянного состояния человека. Становится важным исцеление во всех сферах этих
разделений. Важно решать психологическую, социологическую, экологическую
проблему.
Искупительное
дело Христа уничтожает проклятия, которые стали результатом грехопадения.
Совместный
грех.
Грех не
только личный, но и общественный.
Идея
присутствия греха в культуре в Новом Завете выражена словом «Мир» или по
гречески «Космос».
«Космос»
имеет 3 значения:
- Физический
мир
-
Человечество, народы мира или мир
- Зло,
упорядоченное в обществе и культуре.
Контекст современной этики.
Контекст помогает понять природу нравственных дилемм
Помогает понять, как мы можем принять Божий план для нашего мира, для
нас
Контекст - это все составляющие среды
Микроконтекст – конкретная култура, группа, профессия, среда работы,
сесто жительства
Макроконтекст – говорит о широких установках, изменениях, происходящих
в нашем мире.
Два макроконтекста:
Модернизм и постмодернизм
Модернизм – образ жизни и мышления от века просвещения и до недавнего
времени (18-20 века).
Компоненты
модернизма
1. Интеллектуальный
модернизм, который характеризиуется двумя направлениями:
a. Рационализм.
Вера в то, что разум может разрешить все мировые проблемы. Декарт говрил: Я
думаю, значит я существую.
b. Эмпиризм.
Эмпирический подход. Это анализ посредством органов чувств. Мы можем обнаружить
истину не с помощью разума, а через чувства, через исследование мира.
Рационализм
и эмпиризм - два философских конкурента.
Оба эти
подхода утверждают, что Бог уже не нужен. Есть другие способы обнаружить, что
такое правильно, хорошо, справедливо…Возможно научным путем прийти к
нравственности.
В связи с
этим стал формироваться практический атеизм, где считается, что можно стать
хорошим без Бога.
2. Технологический
Модернизм
получил своё широкое развитие так же благодаря индустриальной революции.
Жизнь можно
контролировать, можно контролировать всё.
Контроль производства, контроль роста семьи.
Технология –
это не просто технические знания, она отражает определенный склад ума. Раньше
люди считали себя подверженными либо законам природы, либо воле Бога. А сейчас
люди считают, что все могут сами.
Предпосылка
современной технологии представляет возможным контролировать большинство
процессов во всем мире, технологии и они нравственно нейтральны.
То, что мы
создали, теперь работает против нас и мы ничего не можем сделать.
Технология
создана человеком, но как только уже что-то изобретено это изобретение уже нам
диктует как им пользоваться.
Технология
не нейтральна.
Вывод-1
Многие
этические вопросы сегодня связаны с технологиями:
В
промышленной экономике. Почти все вопросы зависят от технологий в рыночной
экономике.
Медицинская
технология. Смерть и умирание.
Генетическая
инженерия. Способность вызывать изменения в генетической системе человека.
Этика
окружающей среды. Технологии разрушают её.
Тоталитарные
правительства. Стали возможны только с 20-го столетия. Тотальный контроль
каждого.
Вывод-2
Люди
получили чувство контроля, которое принадлежит только Богу.
Необходимо
сохранить обе сторон: и человеческие возможности, и Божье проведение.
Вывод-3
Технология
привела к понятию «Прогресс»
3. Социологический
- Растущий плюрализм.
Идеологии, философии, религии живут в одном обществе и уживаются в мире.
- Секуляризация.
Это социологический процесс, в котором религия теряет свою значимость, ушла из
центра общества и больше не доминирует над культурой.
С одной
стороны возможно религиозное пробуждение и с другой стороны растущий уход от
религии в мир.
Секуляризм –
это идеология, которая говорит: ничего, кроме светского, мирского нет.
- Приватизация
религии. Религия больше не доминирует.
Теперь
религия является только собственной для каждого человека.
Религия
больше не функционирует в общественных сферах: экономике, политике, в более
широкой культуре.
Религия, в
первую очередь находит свое выражение в отдельном человеке или внутри семьи.
Религиозное
выражение часто внутреннее.
Модернизм
характерен индивидуальным подходом к вере и религии.
Как это всё
отражается на этике?
Христианская
этика, всегда имела социальный компонент, она затрагивала учреждения и
культуру.
Для христиан
стало намного сложней иметь социальную этику. Но модернизм заставляет замолкать
социальную этику.
Плюрализм и
приватизация религии помогли взрастить релятивизм
Релятивизм в
отношении истины и морали постоянно растёт.
Постмодернизм
Это реакция
на модернизм.
Отвергается,
что наука и разум могут привести к прогрессу.
Для
постмодернизма любая уверенность перестаёт существовать, ни в чем нет
уверенности.
Деконструктивизм
в литературе
Идея
заключается в том, что тексты не несут никакого литературного значения.
Смысла нет,
единственный смысл – это тот, который ты сам лоя себя создал.
Всё зависит
от субъективности читателя.
Объективного знания не существует. Знание –
это только результат социального, культурного, идеологического контекста.
Насчёт
библейских текстов: вы уже не можете читать и понимать какую-то ценность в них.
Одна религия
имеет такое значение, как и другая и одна ценность равно другой ценности.
Сводится «на
нет» идея проресса, т.к. прогресс был построен на истине.
Фрагментарность
Идеи не
нужно согласовывать в одну систему, они и сами могут существовать кусочками.
Четыре
вывода (последствия) для этики:
1)
Постмодернизм крайне релятивистичен
Нет
объективной истины, нет и объективной нравственности. Всё относительно.
2) Многие
вопросы жизни перестали иметь какое-то отношение к морали
Вненравственные
вопросы (аморальность)
3) Большое
ударение на толерантность
Один абсолют
– абсолютная толерантность.
Ты должен
быть терпимым ко всем.
4) Триумф
терапии
Любой вопрос
становится психологическим, как сделать, чтобы я к любому вопросу относился
хорошо.
Наш век
модернистский и в некоторой части уже постмодернистский. В этом котексте надо
развивать христианскую этику.
Нью Эйдж
Самая
большая зараза сегодня – это чувство ненужности, негодности и покинутости.
Принятие этических решений.
Подходы к
принятию решений внутри христианской этики.
1. Осмысленный
подход или подход естественного закона. Для принятия решений главным является
разум. Разум будет равен божественному откровению или дополнению к этому
откровению.
Причины
полезности действия закона:
- Его
универсальность
Этот закон
понятен всем людям, не только верующим.
- Библия
не даёт ответы на все вопросы
- Такой
закон побуждает к естественным для человека действиям.
Этого
придерживался Фама Аквинский.
Мы можем
руководствоваться разумом, так как Бог обладает чистым разумом, а мы как
подобие Бога можем иметь правильное мышление.
Даже
неверующий может получить через разум хотя и частичное, но серьёзное понимание
воли Божьей.
У Фомы
Аквинского есть 4 вида закон:
1. Вечный
закон. Это та часть, которая укоренена в Божественной мудрости Бога. Никто из
людей не может познать его. Он неизменен и на нём утверждены все остальные
законы.
2. Естественный
закон. Это часть вечного закона, который могут познать все люди.
3. Человеческий
закон. Это воплощенные законы общества. Законы каждой страны должны быть
основаны на естественных законах.
4. Божественный
закон или Библия. Божественный закон больше, чем люди могут познать через
природу. Божественный закон не только говорит нам о спасении, но ведёт нас к
высшей добродетели, то, что Фома называет богословскими добродетелям: вера,
надежда, любовь. Даже без божественного откровения человек может знать то, что
он называет кардинальные добродетели: мудрость, справедливость, умеренность и
храбрость. Эти добродетели, могут обеспечить благоденствие и порядок в
обществе. Богословские добродетели могут
быть открыты через Библию.
Ричард
Маккормик говорил, что Писание не является необходимым для этичной жизни. Мы
можем дойти и без Библии разумом, что мы должны делать и как мы должны делать.
Клайв
Льюис пользуется таким же подходом, но в апологетических целях.
Критика:
1. То,
что естественно для людей, не обязательно естественно для Бога. Отсутствуют
критерии естественного.
2. Естественный
подход слишком преувеличивает важность разума, и слишком недооценивает
результаты грехопадения.
3. Слишком
легко отрываем этику от богословских оснований, широкого мировоззрения.
Естественный подход строился не на Боге, а автономно.
2. Предписательный
подход. Предписывает принципы, правила или конкретные действия,, корни которых
в Божественном откровении. Человек обращается не к разуму, не к опыту, в за
прямым руководством к Писанию, к Иисусу Христу.
Две части:
- Этика
принципов – это более общие понятия, которые требуют определенных размышлений и
определенной инициативы.
- Кодекс
этики. Это конкретное понятие.
Принцип –
широкое понятие, а кодекс – конкретное. В совокупности они составляют
предписывающий подход.
Кальвин
отвергал спасение через этику, подчёркивал, что следование закону Божиему – это
результат следования по вере, результат спасения. Нравственная жизнь должна
исходить из спасения. Сутью такой этики должен быть закон Божий. Мы принимаем
этические решения, следуя закону Божию, включая Ветхий и Новый Завет.
Три основные цели закона Божьего:
1. Педагогическая
цель. Закон показывает нам грех и привод к вере во Христа.
2. Гражданская
цель. Закон Божий служит ограничителем в жизни общества.
3. Личный
путеводитель верующих в христианской жизни.
Мартин
Лютер.
Лютер не
принимал третьей цели закона, потому что боялся, что верующие вернутся обратно
к делам праведности.
Для Лютера
оправдание верой было самое главное. Он верил, что христианское поведение – это
естественный результат оправдания по вере.
Для Лютера
главным была воля. И возрожденная воля естественно ведёт к правильным делам.
Кальвин
считает, что необходимо также и знание закона, чтобы его соблюдать. Для
Кальвина христианская этика – это применение закона в данной ситуации прямо и
косвенно.
Карл Генри.
Библия
является источником для руководства. Дух Святой даёт импульс, который побуждает
исполнять Слово Божье. Дух Святой направляет нас согласно Слову Божьему. Там,
где нет Слова Божьего, Дух Святой может дать руководство. Но там, где говорит
Слово, Дух Святой не будет противоречить. Потому что Слово Боже является
непогрешимым правилом веры и поведения.
Разум не
является источником нашего нравственного поведения, но он может применять
принципы Слова Божьего в жизни.
Пример
кодекса этики – Казуистический закон (если ситуация такая, то нужно делать
то-то и то-то).
Ричард
Бакстре 17 в., пуританин Англии. «Путеводитель по христианству» 10 томов.
Критика этики принципов и кодекса:
1. Он
ориентирует на исполнение правил, но не на Бога. Имеет склонность превращаться
в законничество.
2. Существует
тенденция забывать богословские основания предписаний. Все принципы основаны на
природе и действиях Бога.
3. Часто
не справляется со сложными современными вопросами.
Положительная критика:
1. Очень
серьёзно рассматривает Слово Божье. Этот подход говорит: мы должны использовать
Слово Божие для занятий этикой.
Подход взаимоотношений.
Этот подход
говорит, что нравственные действия исходят из живых взаимоотношений с Богом.
Нравственные
действия исходят из живых взаимоотношений с Богом.
Основа не
разум и не принципы, но непосредственные отношения с Богом, отклик на
непосредственное водительство Бога.
Решение
принимается в необходимый момент и исходит из прямого водительства Божьего.
Представитель
этого подхода – Карл Барт. Он отвергает любую естественную этику, этику разума,
нет общему откровению. Он считает, что этика основана на заповеди Божией, но
эта заповедь не предписана в тексте.
Эта заповед
– событие. Заповедь приходит в момент необходимости принятия решения.
Библия
показывает, каким образом, скорее всего, придёт к насм заповед. Но сама эта
заповедь в Библии не записана. Бог может проговорить через Библию, но заповедь
приходит немедленно.
Барт
говооит, что сама по себе Библия не явялется Словом Божии, но Библия становится
Словом Божиим, когда Она говорит нам в конкретной ситуации, и мы повинуемся.
Слово должно
быть живым и заповедь должна быть живой.
Эмиль
Брюнер.
Сформулировал
«Божественный императив». То есть
Божественную заповед возможно получить толко через веру и свежей через Духа
Божия.
Воля Бога
становится известна в каждой отдельной ситуации через Духа Святого.
Стенли
Хауервоз.
Этика
характера. Нравственные действия естественно исходят из нашей сущности, из
падшего характера.
Характер
формируется историями, исходящими из общества.
Критика:
- Опасность
самообмана.
- Необходима
система оценки решений.
-
Противоречие нашему пониманию Священного Писания
- Откровения
могут не соответствовать Слову Божьему
- Этика
характера допускает очень много неуверенности
Положительное:
- Этот
подход говорит, что нужно иметь живые отношения с Богом
- Этика
должна отражать наш характер
Вывод по трём подходам:
- Отношения
с Богом должны быть мотивацией наших решений
- Но
основной путь познания Божьих планов – через предписания
-
Предписания намного шире, чем нам кажется
- В трудных
вопросах надо использовать отношения с Богом, но подход разума и
взаимоотношений не должен противоречить Писанию
Джон Ховард
Йоудер. «Политика Иисуса».
Утверждает,
что Иисус является самым лучшим образцом, моделью для этики.
Для нашего
поведения самые ключевые моменты мы можем найти в Иисусе.
Использование Библии при принятии этических решений
Опасности:
1. Опасность
рассматривать Библию как нравственный учебник. Этот подход вообще не видит
сложности Библии.
2. Отношение
к Библии как к устаревшей книге. Этот подход рассматривает настолько всё
сложным, что Библия не может нам здесь помочь.
Библия – это
Слово Божье и наш авторитет.
Нам нужно
правильное понимание и использование Библии.
Нам необходимо понимать:
1. Библия
– это реальное повествование, история, всё исходит из реального контекста. В
Библии все вопросы реальной жизни рассматривались тогда, когда они возникали
2. Бог
побуждал авторов писать, пророков говорить в конкретных исторических ситуациях.
Это были реальные ситуации и ответы Бога на них.
3. Это
абсолютное установление для всех времён. Потому что всё Писание имеет
человеческую и Божественную сторону.
Божественная
сторона:
1. Бог
трудился во всём этом историческом процессе
2. Передавал
через пророков Божественную истину народам
3. Это
Слово не только говорилось для того времени, но для всех мест и во все времена.
Наша
ответственность – позволить Библии говорить к нам в наших ситуациях.
Что для этого надо сделать
1. Задача
герменевтики: перейти от Библейской ситуации к современной
Четыре
момента, которые мы должны понимать, когда используем Библию в этическом
мышлении:
1. Библия
не рассматривает непосредственно каждый из вопросов, с которыми мы
сталкиваемся. Многие из вопросов, которые стоят перед нами сегодня, не находят
своего отражения в конкретном повелении, постановлении или рассуждения в
Библии.
Важно, чтобы
Библия не потеряла Свою ценность.
Смотреть,
имеет ли текст ценность для ситуацию, которую мы решаем.
2. Вопросы
Библии и наши вопросы относятся к разным ситуациям и контекстам. Природа
вопроса, рассматриваемого в Библии, не всегда соответствует природе нашего
вопроса из-за разного контекста.
Вывод: если
ситуации не являются точно такими, как наши ситуации, то мы не должны их
приравнивать. Нам нужно быть внимательными и извлекать смысл только из равных
ситуаций. А если ситуации не равны, то нужно подходить осторожно. Важно не
только то, что говорит текст, но что лежит за этим текстом.
Косынки.
Принцип:
ничем в нашем виле мы не должны сообщать нравственную распущенность.
Налоги.
Мы должны
истолковывать Писание в свете целого. Писание должно истолковывать Писание. Мы
должны понимать одно место в свете других частей.
3. Вопрос
перехода от Ветхого Завета к Новому Завету.
Ветхозаветные
постановления, которые мы не исполняем:
- Женитьба
на вдове брата
- 14 статей
смертной казни
- Войны,
которые не были запрещены
- Практика
полигамии
Вещи,
которые принимаем из Ветхого Завета:
- Мудрость
из притч
- Десять
заповедей
-
Пророчество о справедливости
С точки
зрения герменевтики нельзя сделать простой переход из Ветхого Завета в Новый
Завет, т.к. откровение прогрессирует. Бог открывает Себя прогрессивно в течение
времени. Когда Бог начинает открываться, то Он даёт откровение с того места,
где люди находятся.
Закон
взаимодействия – «Глаз за глаз»
Закон
полигамии.
С приходом
Христа и полнотой откровения всё больше Божьих планов становятся ясными. Всё,
что мы видим в Новом Завете идёт дальше и болше поготовительного Ветхого
Завета.
Бог сейчас
от Своего народа требует болше, т.к. полное откровение во Христе становится
совершенным.
Что это для
нас означает?
Принцип 1:
Этику
Ветхого Завета нужно рассматривать в свете более полной этики Нового Завета.
Некоторые
вещи Ветхого Завета уже перестают быть выжными.
Принцип 2:
Категорическое
отношение.
Есть такие
вещи, которые были отвергнуты и в Ветхом Завете и в Новом.
Принцип 3:
Неизменность
содержания при изменении формы.
Иногда
принципы Ветхого Завета переносятся в Новый Завет, но меняется форма.
- Год
юбилея, уборки полей, виноградников, заём и т.п.
Сегодня
прогрессивное откровение закончилось. Евр. 1:2, Откровение 22:19
- Вопросы,
связанные с гигиеной
Нечистота
женщин.
- Вопросы,
связанные с полигамией в язычестве.
-
Противоречивые или противоположные принципы Библии.
Часто
этические принципы сталкиваются друг с другом. Они и тот и другой, исходят из
Библии.
5 форм
этического руководства Библии:
1.
Казуистические законы. «Если…, то…».
Такой подход
описывает конкретные формы поведения в конкретных ситуациях.
Бог не дал
нам всю Библию в форме казуистики, т.к. в процессе размышлений и принятий
решений мы взрослеем.
Ситуации
меняются, а казуистический закон не может быть широко применим.
Законничество
– это следствие казуистического закона.
За законами
казуистики стоят принципы, которые могут помочь нам.
2. Законы.
Прямые, ясные, запрещающие или поелевающие заповеди, которые требуют
повелевающие заповеди, которые требуют или ограничивают поведение, но более
общим образом, чем казуистика.
10 заповедей
исходят из отношений завета с Богом.
Ест прямая
связь между верой в Бога, отношениями с Богом и законом.
За этими
законами есть принципы более широкого применения.
Закон
содержит больше, чем видно на первый взгляд.
Закон о
субботе:
За этим
законом есть два основных принципа:
- Поклонение
Богу
- Отдых
Бог
установил определенный ритм жизни: поклонение Богу, работа, отдых.
3. Принципы.
Это общие и
основательные путеводители, направляющие человеческое поведение.
Это долг,
идеалы, обязанности, выраженные широкими понятиями.
По своей
природе принципы шире, чем закон.
Принципы
могут до нас доходить в виде императивов, т.е. в форме заповедей или прямых
утверждений (индикативы).
Индикатив –
это повествовательная форма, императив – это повелительная форма.
Утверждения
побуждают нас к действиям по формированию характера, но не в повелительном
наклонении.
Рим. 14,15
гл. – принцип слабого брата
2-Кор.8,9
гл. – принцип щедрости
2-Кор.6:14 –
принцип свободы верующего
Пророки –
принцип справедливости
Императив:
возлюби, будь, сделай
Библия полна
принципов.
Принципы,
независимо в какой форме индикатив или императив, должны применяться в жизни.
Принципы для
нас являются обязанностью, которые мы должны выполнять в конкретной ситуации.
Важно: в
обосновании каждого закона положен более широкий принцип.
Некоторые
принципы не до конца развёрнуты в Новом Завете.
Применение
этих принципов не обязательно отработано в ранней церкви.
Принципы не
должны быть вырваны из картины отношений со Христом и более общей картины
Писания.
4.
Библейские парадигмы, которые содержат в себе этическое руководство.
Парадигмы –
это широкие взгляды, которые основаны на всём Писании.
Эти
парадигмы основаны на всей совокупности Писания.
По сути –
это богословские взгляды, из которых
происходит этическое руководство.
Парадигмы
дают нам основы для этического поведения. Например: богословие Троицы.
Пример: Идея
контрацепции поддерживается двумя библейскими парадигмами:
Мы берём
широкое библейское понимание, взгляд и применяем этот общий богословский взгляд
к конкретному вопросу, который напрямую в Библии не рассмотрен.
Пример:
Парадигма господства Христа.
Это
богословский взгляд на основании многих мест НЗ.
Пример:
парадигма греховности человека.
Для
разрешения вопросов не используются спорные парадигмы.
5.
Нравственные примеры повествования в Библии.
Конкретные
примеры и повествования, открывающие нравственные пороки и добродетели.
И те и
другие истории могут служить для нас этическим руководством.
Как
использовать такие истории?
- Иногда
смысл истории выражается в комментарии (грех Давида и пророчество Нафана).
- Прямые
последствия говорят о правильности или неправильности поступка (Авраам взял
Агарь).
- Взвесить
рассказ или пример в свете всего остального Писания (Клятва Иеффая)
- Только
пример Христа является абсолютным нормативом этики. Он является прямым и полным
откровением, нашим примером.
Заключительные комментарии по разделу:
Библия даёт очень
широкий спектр нравственного руководства.
Этическое
руководство не исходит только из повелений в Библии.
Всё Писание
уместно для принятия этических решений и всё библейское учение важно для
формирования нравственного характера.
Суждения, основанные на фактах в христианской этике
(эмпирические).
Каждая
этическая ситуация включает в себя определенный набор фактов и способов
понимания ситуации, иногда включает даже то, что мы называем эмпирическим
пониманием.
Люди могут
использовать один и тот же подход к решению, и всё же принять разные решения
из-за разного восприятия фактов.
1.
Некоторые
примеры фактических суждений в этике
Если мы не знаем фактов окружающих вопрос, то мы
будем заниматься не тем.
Искусственное
оплодотворение.
Критерии,
чтобы решить справедливая война или нет.
- Последнее
средство. Ведение войны возможно только как последний вариант. Все остальные
средства решения конфликта уже исчерпаны.
- Принцип
пропорциональности. Блага, приобретаемые в войне, должны перевесить зло,
которое приносится войной. Совокупное благо.
Наши
суждения в отношении войны очень сильно зависят от суждения о фактах.
Экологическая
этика
Все
христиане соглашаются с необходимостью заботы об экологии, и это исходит из
нашего богословия творения.
Господня
земля – это дар от Бога. Бог дал людям задание заботиться об окружающей среде.
Но у нас ест различные фактические суждения.
Этическая
проблема боли.
Многие врачи
говорят, что при помощи наркотиков мы можем контролировать боль.
21.11.2014
Проблема закона.
Мы имеем
обязанность представлять только правдивые факты. Это серьёзная проблема для
христиан, которые занимаются юриспруденцией. Мы должны требовать стремиться к
истине во всех сферах, рассматривать самый лучший набор данных в данной
ситуации.
Вопрос
взяток.
В
зависимости от того как мы изображаем происходящее со взяткой, наше мнение
изменяется о взятке.
Какое это
действие – которое извращает справедливость или культурное выражение
благодарности?
Факторы,
которые влияют на наше суждение о фактах (Социологический анализ)
- Влияние
нравов общества.
Нравы – это
традиции, неписаные законы общества, которые не объясняются и не оспариваются.
Нравы – это
традиции, которые несут в себе нравственный авторитет.
Это не то же
самое, что законы в обществе, которые записаны в книгах.
Нравы очень
трудно изменить.
Они влияют
на наши действия, суждения и сами вопросы.
- Роль
идеологии
Идеология –
это система общественных идеалов, которые используются для истолкования мира
вокруг и для направления людей на определённые действия в обществе.
Идеологии
существуют по всему миру.
Каждая
идеология – это уклонение от объективности.
Идеологии
уклоняются от объективности несколькими способами:
1. Избирательный
подход к рассмотрению вопроса.
2. Идеология
рисует мир упрощенными красками. Любая идеология пользуется для анализа мира
понятиями: «или так, или не так». Сложности, множественность, тройственность
теряется, забывается. Христиане должны критически выступать против всех
идеологий.
3. Власть
выбора, которая зависит от личных интересов. Личные интересы, удовлетворяемые
при помощи власти – это блага, полученные через существующие учреждения или
отношения власти к обществу или организации. Апартеид в ЮАР, Табачная
промышленность, Война США в Персидском Заливе в 1991г., Выборы
4. Личная
предрасположенность, черты характера. Каждый человек истолковывает факты
согласно своим чертам, своему характеру. Полезно знать кто ты. Мы, христиане,
должны стремиться к истине, когда речь идёт о фактах. Мы христиане, чьё сердце
предано истине. Бог является абсолютной истиной, и поэтому наша жизнь должна
отражать истину во всех сферах жизни. Так как, будучи христианами, мы стремимся
к истине, мы должны быт целостными, правильными, стараясь разобраться в фактах
конкретной ситуации.
Связь этики с обществом
Наши
отношения с культурой, с обществом и с государственными общественными
учреждениями оказывают серьёзное влияние на нашу этику.
1. Отношение
христианства и культуры.
Ричард Нибур
«Христос и культура»
Определение
культуры.
Культура
включает в себя язык, образование, традиции, мифы, науку, искусства, философию,
управление, право, ритуалы, верования, изобретения, технологию.
На что
влияет понимание отношений Христа и культуры:
- Насколько
культура может жить по христианским стандартам, этике?
- Каким
образом мы должны внедрить христианские ценности, изменить общество, влияя на
него христианской этикой? Насколько?
- Какое
мнение должно быть у нас о культуре? Убегать, изменять, заимствовать.
- Что мы
можем взять в самой культуре как полезное для провозглашения Евангелия в нашем
мире?
Очень важно
ответить на вопрос: как соотносится Христос и культура? Потому что ответ очень
серьёзно повлияет на нашему дальнейшую этику.
Пять видов
соотношений Христа и культуры:
1. Христос
против культуры. Это противостояние, оппозиция Христа культуре. Этот подход
говорит, что наша преданность Христу требует постоянного противостояния
культуре. Церковь чётко разделена с обществом. У церкви нет ничего общего со
всем остальным миром. Отвергается многое в культуре: Запрет телевидения, не
пускать в школу, Не голосовать, Медицинская помощь, Спорт и развлечения, Война.
Главная задача христианина – сохранить святость и неоскверненность от мира.
Тертулиан –
богослов северной Африки (155-220 г.). Выступал против очень многих вещей в
своей культуре. В своём богословии он настаивал на господстве Христа и на
запрете идолопоклонства. На этом основании он считал, что большая часть
культуры должна быть отвергнута. Отвергал политику, выступал против различных
видов развлечений, отверг полезность философии в христианской вере и
христианском богословии. Как и все христиане он пытался провести границу что вы
можете делать как христианин, а что не можете.
Лев Толстой (1828-1910).
Отлучен от русской православной церкви. Отверг насилие, искусство, литературу,
все клятвы, отверг государство. Считал, что частная собственность – это
нечестное обогащение. Она основана на грабеже и сохраняется насилием. Отверг
институт церкви. Хотел разрушит и уничтожить значение церкви.
Положительные
факторы:
- Отделение
от мира
- Желание
чистоты и святости
- Желание
чистоты Евангелия
- Глубокое
посвящение
-
Сосредоточенность на церкви, высокая оценка внутренней жизни церкви.
Слабые стороны:
- Трудно
исполнить великое поручение
- Церковь не
влияет на мир
- Искаженное
представление об образе Христа
-
Приобретение сектантского статуса. Субкультура
- Тенденции
к законничеству: казуистике.
- Нет
разделения в отношении к миру
2. Христос
культуры.
В этом
подходе нет противоречия между Христом и культурой. Человек может одновременно
принять христианство и культуру, и нет никакого противоречия. Христианин
чувствует себя в мире как дома. Нет никакого трения между христианской верой и
государством, экономикой, политикой и искусством. В этом случае Христос –
просто великий учитель, философ, руководитель, реформатор. Самые лучшие
проявления культуры достигают вершины в христианстве.
Философский
подход.
Пьер Абеляр
(1079-1142)
Два подхода
Абеляра:
- Взгляд на
мирских философов, Философы как Сократ, Платон, по сути, едины с христианством.
Нет никакой дисгармонии в том, чему учили философы и Христос.
- Вопрос
заместительной жертвы. Заместительная жертва – это нравственный пример, и она
побуждает к действию любви в нас, так как в своей природе мы имеем способность
любить до конца.
28.11.14
Классический
либерализм.
Богословие
модернизма 19-20 веков.
Этот подход
считает, что классическое ортодоксальное христианство устарело, его надо
модернизировать, иначе оно вымрет. Христианство должно быть приемлемо для
современного разума.
Сторонники
этого подхода пытались изменить богословие, адаптировав его к современности. В
следствии этого они принимали все идеи без критики, на веру.
Богословы,
которые придерживались этого взгляда подчёркивали близость Бога и забывали о
Его трансцендентности.
Это движение
очень мало говорит о грехе. Людям просто необходимо нравственное образование,
которое приведёт к спасению на земле.
Люди,
которые придерживаются такого подхода, считают, что любая культура и
общественно политический строй ничем не отличается от христианского подхода.
Существует попытка приравнять христианство к экономической или политической
системе.
Демократия –
это христианская система управления мира.
Социализм
или марксизм – это христианская система политики.
Положительные
факторы:
- Взгляд на
мир как на хорошее творение
- Церковь
без стен. Близость христиан к неверующим
-
Христианство понятно и значимо в мире
Отрицательные
факторы:
- Потеря
цели церкви, смысла всего
- Потеря
силы церкви
-
Секуляризация
- Нет
возможности критиковать культуру и общество
- Слишком
оптимистичны в подходе к природе человека
- Бог только
имманентен
- Мы
заканчиваем идолопоклонством
3. Христос
превыше культуры
Утверждение
и Христа и культуры.
Синтез
Христа и культуры.
При этом
взгляде считается, что и Христос и культура исходят от Бога. Есть жизнь и
хорошее и во Христе и в культуре. И то и другое мы должны утверждать,
отстаивать. Это не значит, что мы должны всё принимать. Но многие вещи мы можем
принимать, особенно в том, что Бог утвердил и Христа и культуру.
Но есть ещё
одна грань, которая превыше общества и культуры.
Культурные и
общественные элементы являются одновременно и человеческими и божественными, и
хорошими и плохими.
Эта новая
более высокая грань называется христианская вера. Христос – это грань.
Но эта
всевышняя грань в своём принципе не противоречит культуре. Эта высшая грань не
является оппозицией культуре.
Такой подход
постепенно становится Римско-католическим.
Климент
Александрийский (150-220г.).
Его особо
беспокоил экономический вопрос. Как остаться верным словам Христа и в то же
время сделал церковь открытой для богатого благополучного общества. Он написал
книгу «Спасение богача».
Аргументы
Климента:
- Продать
всё, что имеешь – это отказаться в душе от привязанности к богатству.
- Частная
собственность оправданна, владеть богатством хорошо, главное, чтобы оно вами не
владело.
-
Удовлетворить требования Иисуса можно не внешними средствами, а внутренними.
То есть
можно быть богатым и оставаться в церкви, главное чтобы сердце у тебя было в
порядке.
Но есть и
более высокий путь.
Некоторые
христиане призваны продать всё, что имеют и жить скудной жизнью.
Есть 2
уровня христианской жизни:
- Низкий –
это простая вера, отраженная в мире, выраженная богатством, но с внутренней
свободой от богатства.
- Высокий
уровень этики – отказ от всего.
Это начало
средневекового дуализма.
Фома
Аквинский.
Принимал
большую часть окружающего: культуру, искусство, философию, закон, науку.
Христианин
не должен испытывать противостояние. Но есть и более высокий, превосходный
путь.
Есть много
способов видеть Христа превыше всего.
Четыре
аргумента Аквинского:
-
Универсальная цель людей – счастье. Его
возможно получить через природу и культуру, окружающих людей. Но есть и вечное
счастье – выше природного и оно даётся по благодати. Но более глубокое счастье
не противоречит естественному, земному счастью.
- Теория
закона. Каждый человек может знать естественный закон. Но божественный закон мы
можем знать только по благодати. Но естественный закон не противоречит
Божественному. Но духовный закон более объемлющий.
- Описание
добродетели. Четыре общих добродетели,
доступных всем. Можно дойти разумом: Храбрость, умеренность, мудрость,
справедливость. Но есть более высокие добродетели. Богословские добродетели
необходимы для истинного спасения. Божий закон идёт дальше: Вера, надежда,
любовь.
- Богословие
призвания. Жить в мире, где много профессий и призваний, и следовать своему
призванию – хорошо, но есть превосходный путь – жить в монастыре. Настоящее
призвание от Бога имели только монахи и монашки. Это доминирующий подход
Римско-католической церкви в течение веков. Благодать и природа у католиков не
в противоречии. Благодать включает природное, но идёт дальше. Это видно в
миссии. Народные верования не отвергаются. Католики считают, что протестантский
подход – уничтожить культуру. Католический – понять её и построить нечто
высшее. Идея в том, что мы не уничтожаем культуру, а вносим христианский элемент
поверх культуры.
Положительная
критика:
-
Открытость. Взаимодействие с культурой
- Духовное
выше материального
-
Использование элементов для христианства
Отрицательная
критика:
- Высокая
опасность синкретизма
- Начинается
дуализм христианской жизни
- Невозможно
построить крепкую церковь, в которой служат все
- Размыта
идея обращения, перемены жизни.
Мы должны
спрашивать себя: почему какие-то вещи в культуре мы должны отвергать. Мы должны
понимать то, что является проблемой в одной культуре не является проблемой в
другой культуре.
4. Христос
и культура в парадоксе.
Позиция
дуализма.
При этом
взгляде делается ударение на грех, который поразил всю культуру и всё общество.
Самые
праведные из наших дел включают в себя грех. Всё поражено грехом.
Сначала похоже
на то, что Христос против культуры, но в таком случае мы не уходим из мира.
Решения –
благодать Божья.
Мы остаёмся
в положении дуализма.
Культура
плохая, но мы в ней должны жить.
Мы
одновременно праведники и грешники.
Уходя от
культуры, мы не становимся оправданными, но мы оправданы через благодать.
Присутствует
постоянное трение Христа и культуры.
Принимая
Христа, человек должен принять и власть общества и культуру. Каждое из них
имеет власть в своей области, они не совместимы, но христианин не выбирает
между ними, а остаётся постоянно в противостоянии.
Христианская
вера и культура не совместимы, и христианин переживает это противостояние
внутри себя.
М.Лютер.
Социальная этика. Написал всего 50 томов. Из них 43-47 тома – этика.
«Общество –
это естественные порядки и два царства» - название его этики.
Естественные
порядки (ордонансы творения):
Государство.
Экономика. Законы. Брак, семья. То есть всё, что не касается искупления. Они
происходят из творения, а не из искупления. Они для всех людей.
Нельзя
применять большую часть этики к этим порядкам, т.к. есть два царства, которые
нужно разграничивать. Это царство мира и царство Бога.
Царство
Божие состоит из всех истинных верующих в Иисуса Христу. Оно управляется не
мечем, но Словом Божиим. Здесь христианская этика – это Нагорная проповедь, мы
должны использовать её как руководство для христианской жизни.
Царство мира
очень отличается. Оно тоже управляется Богом, но через установленные Богом
начальства. Здесь Бог управляет при помощи силы. С государством даже при помощи
меча.
Оба царства
принадлежат Богу, но Он по-разному управляет ими. Сатана действует в обоих
царствах. Одно царство творения – мир, а другое – царство искупления – церковь.
Царство мира
– это не царство искупленное, но царство творения.
Духовное
Царство – управляет аспект духовной жизни.
Земное
царство – управляет временной жизнью, жизнью внутри общества и структур.
Это два
разные мира, и путать их нельзя
Все
христиане должны следовать Нагорной проповеди, а не только монахи. А для
общественного порядка не обязательно следовать Нагорной проповеди.
В разных
сферах царства требуют разные действия.
Царство мира
управляется этикой естественного закона.
Царство
Божие управляется христианской этикой.
Это значит,
что христиане должны делать иногда то, чего они не хотели бы делать. Т.е.
пользоваться силой, увольнять с работы, наказывать преступников.
Если нам
приходится делать порочные вещи, ну что же, пусть так и будет.
Божье
царство – милосердие и благодать, а царство мира – это царство строгости и
гнева. Нельзя их путать.
Отдельный
человек должен жить двумя жизнями. В семье, церкви, царстве Божьем мы должны
проявлять любовь и прощение. Но если мы служим в мире, как судья, оин,
начальник, то можно пользоваться силой и жестокостью.
Критика
положительная:
1. Указывает
на существование двух миров
2. Культура
и общество исполнены грехом
3. Мы
не уничтожаем культуру
4. Это
позволяет всегда сохранять боевую готовность
Отрицательная
критика:
1. Разделение
на два мира не даёт судить такие действия как нацизм
2. Христиане
не могут жить в мире, т.е. в покое сердца
3. Нет
ударения на святость жизни
4. Разделение
жизни на мирское и Божье
5. Перфекционизм
(конечный результат)
Пятый подход. Христос – преобразователь
культуры
Этот подход
признает греховность человека и культуры. Но возможны положительные изменения.
Общество и
культура могут быть преобразованы ХРИСТОМ к желаемому идеалу.
Преобразование
– это изменение структур общества и культуры, а не только обращение новых людей
к Богу.
Обращение
отдельных людей не обязательно изменяет общество. Необходимо менять структуры и
само общество.
Три примера
из истории:
1. Жан
Кальвин (1509-1564)
Богословие
творения Кальвина заставляет его верить, что культура и общество могут быть
преобразованы. Эту идею преобразования Кальвина мы можем увидеть в двух
отношениях:
- Богословие
гражданского правительства. «Наставление в христианской вере» 4 книга 20 глава.
Гражданское правительство – установление Бога для более важных дел, чем просто
ограничение зла. Роль гражданского правительства основаны не только на шести
последних заповедях, но и на отношениях с Богом. Для Кальвина Закон Божий –
суть этики. Он должен быть основой политической жизни.
Обязанности
правительства, ожидания от земного царства:
·
Поощрять и поддерживать внешнее поклонение богу.
·
Защищать здравую доктрину и благосостояние
церкви.
·
Упорядочить поведение людей в обществе
·
Выработать в нас черты характера, основанные на
социальной справедливости
·
Хранить мир и спокойствие
·
Запрещать Богохульство
·
Должно воспитывать в гражданах честность и
скромность
·
Удовлетворять временные потребности людей
·
Утверждать государственную религию
·
Тираничные цари могут быть свергнуты другими
государственными деятелями
- Жизнь в
Женеве. Главным принципом в Женеве была теократия. Правление по закону Божьему
осуществлялось через магистрат (городские власти). Большая часть законов была
основана на Библии. Многие грехи считались нарушением государственного закона.
Богословская ересь была гражданским нарушением. Образование, политика,
экономика – сферы работы Кальвина. Отмена запрета на ростовщичество, на
банковские проценты.
Лютеранская
традиция более тихая, более закрытая в своем подходе к культуре.
Реформаторская
традиция Кальвина основана на активной деятельности в обществе.
2. Клапамская
группа. Г.Клапам в Англии.
Шефстбери –
лидер (Конец 18-19 вв.)
Вопросы,
которые их волновали:
- Как
поступать дальше с рабством.
-
Индустриальная революция
Уилберфорс с
клафомской группой начали работать над вопросом отмены рабства. Они добились
отмены торговли рабами и отмены рабства в Англии вообще.
Индустриалная
революция была разработана следуюзим поколение клапамцев. Лорд Шефтсбери –
лидер. Стали работать над законом труда.
3. Движение
освобождения. 20 век.
Либеральная
теология. Началось в Латинской Америке. Густаво Гутьеррес и его книга «Теология
освобождения».
Важно не
реформирование системы, а радикальная смена системы, особенно экономической. Во
многих странах есть христианские демократические партии.
Положительная
критика:
1. Влияние
на мир. Эффективная работа.
2. Если
не христиане, то кто?
3. Общество
быстрее перестраивается под влияние христиан
4. Сдерживаются
силы тьмы
5. Признаётся
грехооовность мира
6. Делает
известным и христианские ценности
7. Исполняется
культурное повеление бога, заложенное в творении (не только в Евангелии)
8. Есть
и великое поручение
Отрицательная
критика:
1. Уход
от цели христианства
2. Тенденция
к утопическим взглядам
3. Мирские
средства для преобразования мира
4. «Церковь
пытается управлять миром, и тогда мир управляет церковью»
5. Опасность
акцента на экономические проблемы, а не проблемы греха
6. Политические
программы, планы или партии приравниваются к Божьему Царству.
7. Этот
подход забывает признавать природу христианской этики, основанную на завете с
Богом