1. Напишите несколько выражений, которые часто повторяются в Притчах.
?????
2. Чьи слова вошли в Притчи?
Соломон, Лемуил (слова матери его), Агур сын Иакеев,
3. Для чего предназначены притчи Соломона?
чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4 простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; 5 послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; 6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
4. Какая тема повторяется в 2,5,6,7 главах?
???
5. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя (от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; 14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,)
6. «обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего». О чём здесь говорится?
Милость и истина
7. Какие вопросы задаёт премудрость?
доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
8. О ком говорится: «никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни»?
Жена другого
9. Что будет с тем, кто слушает премудрость и что будет с тем, кто этого не делает?
упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, 33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла".
10. Каким образом можно уразуметь страх Господень?
Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, 2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; 3 если будешь призывать знание и взывать к разуму; 4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, 5 то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
11. Что хочет сказать автор словами «пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя»?
Предостерегает от чужой жены. Чтобы был только со своей женой
12. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость пред Господом (развратный), а с праведными у Него общение.
13. Кто без ума?
Тот, кто прелюбодействует
14. Что нужно хранить как зрачок глаза?
Заповеди, учение
15. О ком говорится: «Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою»?
Муравей
16. Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
17. Какие вопросы задаёт автор, когда говорит о том, кто входит к жене ближнего? (2)
Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? 28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
18. Чего не допустит Господь?
терпеть голод душе праведного
19. Кто любит смерть?
Ненавидящие премудрость
20. Отборное серебро – (язык праведного), (сердце же нечестивых) - ничтожество.
21. Что сказала премудрость скудоумному и что сказала ему безрассудная женщина? Какое выражение использует и та и другая?
идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума/// "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен"/// кто глуп (или неразумен), обратись сюда!
22. (Ненависть) возбуждает раздоры, но (любовь) покрывает все грехи.
23. Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – (врачует).
24. При каком недостатке падает народ?
попечения
25. Иной сыплет щедро, и ([ему] еще прибавляется); а другой сверх меры бережлив, и (однако же беднеет).
26. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная
27. Плод праведника – (древо жизни), и мудрый привлекает (души).
28. (Кроткое сердце) - жизнь для тела, а (зависть) - гниль для костей.
29. Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, (развратится)
30. Много хлеба [бывает] и на ниве бедных; но некоторые гибнут от (беспорядка).
31. Лучше немногое при (страхе Господнем), нежели большое сокровище, и при нем (тревога). Лучше блюдо зелени, и при нем (любовь), нежели откормленный бык, и при нем (ненависть).
32. Венец стариков – (сыновья сыновей), и слава детей – (родители их)
33. Когда Господу угодны пути человека, Он и (врагов его примиряет с ним)
34. Все сделал Господь ради (Себя); и даже нечестивого [блюдет] на день бедствия.
35. Трудящийся трудится для (себя), потому что понуждает его [к] [тому] (рот его)
36. Все пути человека чисты в его глазах, но (Господь взвешивает души). Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но (конец их путь к смерти).
37. (Веселое сердце) благотворно, как врачевство, а (унылый дух) сушит кости.
38. Предприятия получают твердость чрез (совещание), и по (совещании) веди войну.
39. Что подразумевает автор, говоря «глубокие воды»? (2)
Слова уст человеческих/// Помыслы в сердце человека
40. (Дом и имение) - наследство от родителей, а (разумная жена) - от Господа
41. Дресва – крупный песок, а также мелкий щебень. В каком контексте используется слово «дресва»?
Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.
42. Кто неприступнее крепкого города?
Озлобившийся брат
43. Кто даёт взаймы Господу?
Благотворящий бедному
44. (Дух человека) переносит его немощи; а (пораженный дух - кто может подкрепить его?)
45. Много замыслов в сердце человека, но состоится толькоопределенное Господом
46. Сеть для человека – (поспешно давать обет, и после обета обдумывать).
47. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя (точным словам истины), дабы ты мог (передавать слова истины посылающим тебя?)
48. Чей светильник погаснет среди глубокой тьмы?
Кто злословит отца своего и свою мать
49. (Жертва нечестивых) - мерзость, особенно когда с (лукавством) приносят ее.
50. Кому царь друг?
Кто любит чистоту сердца
51. Что угодно Господу более нежели жертва?
Соблюдение правды и правосудия
52. За (смирением) следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
53. Кто водворится в собрании мертвецов?
Человек, сбившийся с пути разума
54. В чём есть будущность и для кого её нет?
Познавшему мудрость///злой
55. У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины?
У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать [вина] приправленного.
56. Как душу юноши спасти от преисподней?
Наказать розгою
57. «Оставь такие мысли твои». О каких мыслях идёт речь?
чтобы нажить богатство
58. «И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел, и получил урок». На что посмотрел и какой урок получил?
Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: 31 и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. 32 И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: 33 "немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - 34 и придет, [как] прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный".
59. «На глупого больше надежды нежели на него». Кто хуже глупого?
Человек мудрый в глазах своих; человек опрометчивый в словах своих
60. Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда наненадежного [человека] в день бедствия.
61. Что город разрушенный, без стен, то (человек, не владеющий духом своим).
62. Лучше открытое (обличение), нежели скрытая (любовь).
63. Как поступить с найденным медом?
ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его.
64. Золотая серьга и украшение из чистого золота – (мудрый обличитель для внимательного уха)
65. Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
66. (Обличающий человека) найдет после большую приязнь, нежели тот, кто (льстит языком).
67. Что такое «нега» и в каком контексте используется это слово?
Состояние полного удовольствия, услады, по всем чувственным потребностям. Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.
68. лучше (сосед) вблизи, нежели (брат) вдали.
69. По какой причине нужно хорошо наблюдать за скотом своим и иметь попечение о стадах?
потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?
70. (Преисподняя и Аваддон) - ненасытимы; так ненасытимы и (глаза человеческие).
71. Что не разумеют злые люди, и что разумеют ищущие Господа?
справедливости, всё.
72. У кого молитва – мерзость?
Кто отклоняет ухо свое от слушания закона
73. Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает [их], но (не слушается).
74. Кому не пить сикеру и вино и почему? Кому нужно дать сикеру и вино и для чего?
Царям; чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых.///погибающему; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании
75. О ком сказано: «цена ее выше жемчугов»?
добродетельную жену
76. От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей.
77. Миловидность (обманчива) и красота (суетна); но (жена, боящаяся Господа), достойна хвалы.
78. Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах.
79. Чей глаз выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные? Как вы понимаете «дольные»?
Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери///Живущие на долине или возле русла реки или источника воды
80. Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом
81. Что есть мерзость для праведника, и что есть мерзость для нечестивого?
человек неправедный/// идущий прямым путем.
82. Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю:пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.
83. (Боязнь пред людьми) ставит сеть; а (надеющийся на Господа) будет безопасен.
84. Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей. Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих. Есть род - о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! Есть род, у которогозубы - мечи, и челюсти - ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми.
85. Напишите стихи, которые вы знаете наизусть.
???