Психология

Активное слушание.
Это один из методов консультирования. В душепопечении это не просто инструмент, а служение.
Иногда нужно просто выслушать человека.
Активному слушанию можно научиться.
Активное слушание – это акт любви к ближнему, деятельное проявление добра по отношению к ближнему.
У консультанта, который использует активное слушание должен не только слушать, но и прилагать, открывать сердце другому, знать, понимать и чувствовать его переживания и проблемы.
Активное слушание – это не просто профессиональный навык, но это искусство.
В активном слушание самой большой помехой могут быть готовые советы, которые могут лишь помешать.

Надо обращать внимание на то как слова влияют на окружающих.
Очень важно станет ли от общения со мной лучше или хуже другим.
Активное слушание – это не то, где мы можем подготовиться что и как нам сказать, а говорить то, что исходит из сердца. Но это сердце надо контролировать.

Общение.
Активное слушание – это в первую очередь общение.
Общение – это процесс вербального и невербального взаимодействия с окружающими при котором происходит обмен мыслями, чувствами и их осмысление. Иначе говоря, получатель информации понимает то, что хотел сообщить её отправитель

Самое главное в общении – это контекст. Состояние сердца, мировоззрение, отношение к людям.

5 уровней общения.
1.       Шаблонное или поверхностное общение. Иоанна 4:7-9. Это слова, уместные в разговоре с незнакомцем. Реплики, приветствие.
2.       Сообщение и обсуждение фактов. Ни к чему не обязывающее общение. Иоанна 4:10-11. Информация друг о друге.
3.       Обмен мнениями. Безопасное общение. Высказывание мыслей, мнений, идей. Иоанна 4:12-14.
4.       Эмоциональное общение. Заинтересованное и тёплое общение. Обмен чувствами и эмоциями, где происходит истинное состояние каждого участника, присутствует желание быть понятым и сблизиться с собеседником. Иоанна 4:16-26. Это очень сложное общение, потому что обнажаться и открывать – это всегда больно и тяжело, так как чем больше ты открыт, тем сильнее могут ранить.
5.       Прозрачные отношения. Прозрачное общение. Гармоничное и исполненное любви. Этот уровень общения не может быть со всеми людьми. Это заветные отношения. Отношения с Богом, супругом и самым близким другом. Иоанна 11:32-35. Здесь отсутствует страх, отчуждение, отторжение.

Для того, чтобы замечание имело вес нужен определённый уровень отношений. Чем более серьёзная тема, тем ближе должны быть отношения.

В общении есть источник, приёмник, контекст, шумы, шифровка и расшифровка, сообщение.

Чтобы легко раскодировать и понять есть несколько умений и навыков:
1.       Сидеть лицом к лицу.
2.       Сидеть в открытой позе
3.       Должен быть контакт глазами. Нельзя смотреть непрестанно.
4.       Внутренне должны освободиться от всего другого.


10 заповедей консультантов:
1.       Действия должны быть истинными. Это должна быть правда. Притчи 12:22
2.       Наши слова должны быть угодны Богу. Пс. 18:15
3.       Наши слова должны быть животворящими. Притчи 18:21
4.       Наши слова должны увещевать 1-Фес.5:11
5.       Наши слова должны быть исполненны благодати Еккл. 1910:12
6.       Слова должны быть мудрыми Притчи 10:13
7.       Наши слова должны быть краткими Притчи 10:19
8.       Слова должны быть сказаны вовремя. Притчи 15:23
9.       Слова должны быть плодотворными Притчи 12:14
10.   Слова должны быть исполнены любви. 1-Кор.13:1

Ключевое послание:
1.       Ключевые события. Это смесь события, эмоции
2.       Ключевое поведение
3.       Ключевые чувства и эмоции.

Разные подходы консультирования.
1.       Авторитарный подход (Демьянова уха). Навязывание своего мнения.
2.       Покровительственный подход (Старосветские помещики). Посыл такой: «Ты ничего не можешь, я всё могу». Лидер забирает всю ответственность за решения проблем на себя. Этот подход актуален с младенцами.
3.       Высокомерный подход (Винни Пух идёт в гости). Общение с уровня «своей высоты».
4.       Диологичский подход (Семья Ростовых «Война и мир»). Общение как на равных не смотря ни на что. Это самый эффективный подход.

Составные части активного слушания:
1.       Понимание. Это значит принять собеседника таким, какой он есть с его ценностями. Понять его ценности, но не принимать их. Смотреть на него, как на человека, как на того, у кого нет неразрешимых проблем.
2.       Забота. Это значит проявлять доверительность, оказывать поддержку искренне уважая уникальность личности оппонента.
3.       Открытость. Быть открытым – это дать возможность собеседнику выразить чувства всё время давая понять, что его слушают.
4.       Объективность. Значит сохранять независимость от проблем собеседника. Чрезмерно не отождествляться с ним и ни в коем случае не манипулировать его переживаниями и поведением.
5.       Выяснение. Это помочь собеседнику определить и понять его проблему. Нужно помочь человеку выразить истинную проблему словами. Исходя из этого можно увидеть проблему, которая есть действительно и какую видит этот человек. Помощь должна произойти не через то, что мы «ставим диагноз» человеку, а помогаем наводящими вопросами человеку самому прийти к этим выводам.
Очень часто люди придумывают проблему.
6.       Исследование. Это работать вместе с собеседником над поиском внешних и внутренних возможностей выхода из проблемной ситуации. Оказать помощь в определении альтернативных решений, их вероятных последствий и предполагаемого стратегического плана разрешения жизненных сложностей.
7.       Завершение. Поставить точку, что надо что-то менять, нет неразрешимых проблем, в этом человеке есть все ресурсы, чтобы решить эту проблему. Завершить – это значит уверить в преимуществе разрешения ситуации. Выгоднее бороться с проблемой, чем сдаться. Завершение никогда не должно быть в начале, но оно обязательно должно присутствовать.
8.       Эмпатия. Это облечься в чужую шкуру. Вжиться и прочувствовать, что чувствует другой человек. Даже если никогда не переживал ничего подобного. Испытывается то, что чувствует другой без наложения собственного опыта. Это больше эмоциональное, чем событийное. Сложность в том, чтобы освоить чувства человека, его переживания, стать им, но нельзя потерять состояния «как будто», где теряется объективность.
Эмпатия выражается в трёх вещах:
1.       Выслушать
2.       Понять чувств, мысли, события, потребности и намерения
3.       Принять, не спорить
4.       Отражение. Отразить словами все переживания.

Цель активного слушания – чтобы человек высказался и включил свои мозги.
Не мы должны решить проблему человека, а помочь ему самому прийти к решению этой проблемы.



Практические приёмы.
1.       Поощрение. Минимально выраженное и не директивное. Цель его – это продемонстрировать другому человеку, что вы заинтересованы в этом разговоре и поддержать, чтобы человек продолжал.  
2.       Повторение или перефразировка. Цель – показать, что есть правильное понимание того, о чём идёт речь.
3.       Отражение. Определить ведущие чувства. Показывает правильно ли сам консультант понял ситуацию.
4.       Обобщение. Позволяет суммировать всё, что было сказано.

Консультант показывает увидеть проблему с другого ракурса и показать, что человек сможет с ней справиться.



Как НЕ надо делать.
Список скверных привычек слушателя:
1.       Включение выключение. Слушать постоянно не отвлекаясь на свои мысли. Особенно под конец. Раздумья и советы должны происходить потом. А сейчас слушать.
2.       Красный флаг. Есть моменты, где мы можем отреагировать как бык на красный флаг, где мы выходим из равновесия и перестаём слушать. Нужно знать эти флаги и сохранять свою объективность при встрече с ними.
3.       Открытые уши, закрытый ум. Не надо действовать так, что когда мы слушаем, уже знаем чем всё закончится, какой диагноз поставить, какие места Писания привести, как помолиться. Мозги надо закрыть и просто слушать для того, чтобы проверить так ли это или нет.
4.       Слишком сложно для меня. Желание отправить человека к другому консультанту. Не стоит этого делать, так как человек может просто не дойти. Выслушайте, а потом отправляйте.
5.       Концентрация на предмете, а не на говорящем. Мы должны охватить полностью целиком всё сообщение, которое несёт человек.
6.       Фактическое слушание. Очень часто мы пытаемся запомнить все факты, но что-то можно пропустить мимо ушей. Поэтому лучше всего консультировать с ручкой и блокнотом.


Возрастная психология
Таблица Эрика Эриксона.

Возраст
Значимые люди
Выбор
Новообразование
0-1 младенчество
Мать
Вера, надежда/ Безнадежность.
Доверие, стремление к общению/ Уход в себя
1-3 Раннее детство
Родители
Самостоятельность/ Зависимость от стыда и сомнений
Воля/ Импульсивность и соглашательство
3-6 Возраст игры
Семья
Инициативность/ Вина и страх порицания
Целеустремленность/ Заторможенность
6-11 Школьный возраст
Школа
Предприимчивость/ Чувство собственной неполноценности
Компетентность/ Инертность
11-19 Подростковый возраст
Сверстники
Идентичность своего «Я»/ Смешение идентичности
Верность и твердость позиций/ Застенчивость и негативизм
19-25 Юность
Друзья, супруг
Близкие и честные отношения/ Изоляция
Преданность и любовь/ Собственная исключительность
25-65 Зрелость
Общий дом
Производительность/ Застой, поглощенность собой
Забота и милосердие / Отверженность
65-… Старость
Человечество
Целостность и универсальность / Отчаяние и отвращение
Мудрость / Презрение

Кризис – не хотим по старому, а по новому не можем.
Кризис – это хорошо.

Значимые люди – это те, под воздействием каких людей человек принимает важные решения, которые формируют его личность. Личность формируется при том, когда человек принимает очень важные для своего возраста решения.
Новообразование – до этого не было, теперь появилось и осталось с тобой на всю твою жизнь.
Определённые периоды, когда под воздействием значимых людей человек делает выбор и от этого выбора возникают его новообразования, которые формируют его.

До 12 лет ребёнок не может ничего выбрать сам. До этого возраста за него делает выбор его окружения. Если они выполняют то, что должны выполнять, то выбор в жизни ребёнка происходит в сторону позитива. 30% влияния – это генетика, наследственность. 30% - те, кто его окружают. 40% - зависит от самого человек.

Возраст – период, когда происходит определённый кризис.

Выбор – это то решение, которое принимает человек сознательно или несознательно. Это решение обусловлено внешними факторами, но принимает его сам человек в любом возрасте.

Младенчество
Учёные доказали, что жизнь начинается с момента зачатия. Поэтому то, какое отношение несёт мать во время беременности уже несёт влияние на дальнейший выбор ребёнка. Ребёнок должен быть желанным и любимым с самого зачатия. Если это присутствует, то возникает базовое доверие, которое показывает, что этот мир открыт ему, этому миру можно доверять. Этот человек легче доверяет другим. Как следствие этого базового доверия он получает радость от общения.
Значимый человек здесь мама. Но важно влияние папы на маму. Отец должен давать матери поддержку, защиту, делать её счастливой. В итоге это счастье распространится на ребёнка.
Особенно важно присутствие матери в первый год жизни ребёнка. Её не должна заменять ни няня, ни бабушка, никто другой.
Любящая мама – это мама, которая способна оказывать эту любовь. Для неё ребёнок – это не бремя и не стресс.
Ребёнку всё равно какая колыбель, памперсы, смеси и так далее. Ему важно, чтобы мама была рядом и давала ему максимум внимания.
Счастливая мама – это та, которая получает удовольствие от материнства. И главный вопрос не о том счастливый ли ребёнок, а счастлива ли его мама.

Человек может уйти в себя. Это может быт так, что он боится довериться, много разговаривает, но не общителен. Строит высокие барьеры с близкими людьми, при этом строя низкие с другими. Это может быть совсем незаметно снаружи.


Раннее детство.
Ребёнок хочет быть более самостоятельным. В этом кризис.
На первый план выходит папа.
Новообразование – сила воли.
Ребёнок начинает хотеть делать больше, а родители ему не дают из-за того, что опасно.
Папа выходит вперёд. Папа – это тот, который занимается воспитанием.
Задача отца воспитать волю в ребёнке. Отец должен поощрять достигать высокие цели, планы, двигаться вперёд, развиваться. Отец должен научить доводить дело до конца. Учить самостоятельности.
Женщина не может дать эту волю, так как у неё есть способность заботится о ребёнке и они могут просто надломать эту волю излишней заботой и поучениями.
Отец даёт большую самостоятельность. Больше допускает риск, ошибки, падения, физические раны.
У мамы всё должно быть «правильно». Намного чаще звучит: «так не делай, так нельзя». Отец даёт большую свободу.
Так же мамы могут требовать от ребёнка больше, чем надо.
В этот период важно доверять ребёнку столько, сколько нужно. Не больше, ни меньше.

У ребёнка, который не чувствует себя защищённым никогда не будет иметь силу воли.
Ребёнок за которого принимают решения так же не получит волю.
Отсутствие воли проявляется в отсутствии твёрдого решения, не доведении дел до конца, импульсивность, подверженность чужому мнению.
Главная самостоятельность выражается в том, что даётся свобода в выборе.
Человек либо делает выбор в сторону стыда и сомнений что подумают другие, или делает выбор в сторону самостоятельности.

Есть лёгкие дети и трудные дети.
Лёгкие дети. Их легко любить.

Трудные дети. Их трудно любить.


В сообществе считается так, что если с ребёнком что-то не так, то обязательно виноваты родители. Но это не всегда так. Может просто у ребёнка свой темперамент, который проявляется в не лучшем поведении. Родители должны уметь любого ребёнка.

Темперамент складывает из следующих врождённых качеств:
1.       Уровень активности. Это степень наследственной моторной активности, которая определяет активным или пассивным является ребёнок. Можно этот уровень определить по поведению. Родители должны понять этот уровень, чтобы не ломать её. Так же есть разные уровни пассивности и активности.  Пассивный ребёнок – это не обязательно ведомый ребёнок. Он может и очень не активно вести и управлять другими. У спокойного ребёнка больше шансов на развитие негативных новообразований. Вне зависимости от пассивности или активности ребёнка родители должны давать одинаковые проявления.
2.       Ритмичность. Предсказуемость наших физиологических процессов (сон, голод, туалет и так далее). Есть дети, которые требуют еду, когда голодные и есть те, которые способны терпеть. Есть те, которые спят по долго, а есть которые очень мало. Надо эти ритмы учитывать. Они чаще всего остаются на всю жизнь. Кому-то нужно поспать хотя бы час в день или перекусить что-то между приёмами пищи.
3.       Приближение и удаление. Это тип естественной реакции, как на такие стимулы, как незнакомая еда, игрушка или человек. Обычно после года ребёнок становится более открытым. Этот тип реакции сохраняется на всю жизнь. Показатель того, как человек будет относиться ко всему новому (скептично или открыто). Если развито приближение, то человек очень открыт ко всему новому. Но при этом те, у кого более развито удаление являются людьми на долгосрочные проекты. Они не оставят на пол пути, так как не рвутся постоянно ко всему новому. Для ребёнка «приближения» важно говорить, что это новое, привлекать именно этим, но при этом не надо и потворствовать ему, чтобы не был перебор в новизне.
4.       Приспособляемость. Это скорость и лёгкость, с которой ребёнок способен изменять своё поведение в соответствии с изменением среды. Быстро приспосабливаемые часто забывают прошлые этапы своей жизни и персонажей, связанных с ним. Медленно приспосабливаемые сохраняют контакты. Сказать, что здесь что-то лучше или хуже невозможно. 
5.       Интенсивность. Количество энергии, которое используется при выражении эмоций и настроения.  Есть дети, которые очень слабо проявляют свои эмоции. Этот уровень не меняется. При этом слабое проявление эмоций не является показателем несчастью ребёнка. Он может просто очень скудно выражать свою радость, свои эмоции. При этом внутренне всё может кипеть эмоциями. 
6.       Порог реактивности. Это уровень интенсивности стимула, который нужен для того, чтобы была какая-то реакция. На сколько сильно нужно воздействовать на человека, чтобы он отреагировал, вспыхнул, успокоился, работал и так далее. Этому ребёнку нужно помочь узнать самого себя, контролировать свои эмоции. Важно знать методы воздействия, мотивации, стимуляции человека. В этом плане необходимо быть последовательными с детьми. Если что-то сказал, то надо сделать. Если порог реактивности высокий, то не стоит спешить наказывать, но возможно лучше просто поговорить серьёзно. Отвечает на вопрос на что человек сможет лучшим образом реагировать. Помогает понять как воздействовать на человека, чтобы привести к более лучшей реакции.
7.       Качество настроения. Весёлый или не весёлый человек от рождения зависит от медиаторов в организме. Это формирует просыпается ли человек в радости или нет. Так же это видно по тому в каком настроении человек находится в течении дня. Надо с детства учить ребёнка повышать эндарфины.
8.       Способность отвлекаться. Оно характеризует влияние посторонних помех на способности сконцентрировать внимание. Это врождённо. Часто от этого происходит целеустремлённость. Ребёнка нужно научить концентрироваться.
9.       Интервал внимания и настойчивости. Продолжительность времени, в течении которого ребёнок сосредоточен на действии и активность в этом. Нужно научить ребёнка собираться мозгами. Необходимо учиться искусственно этот интервал удлинять. Это чревато тем, что человек не способен будет расставить приоритеты.


Если 3,4,5,7,9 не будет лёгким, то это трудные дети.
Трудные и лёгкие дети возникают из совокупности определённых качеств.

Больше всего на жизнь ребёнка влияет ОТВЕТСТВЕННЫЙ отец. На втором месте мать. На третьем месте природа.
В традиционных семьях воспитанием детей занимается мама, не подпуская отца.
Психиатрия говорит, что если отец ответственный, то все негативные формирования можно преодолеть. Все минусы могут обратиться в плюсы.

Причина отсутствия ответственных отцов.
Есть 2 вида общения: познавательный (рациональный) и эмоциональный.
Познавательный основан на фактических данных. Спорт, политика, экономика и т.д. Эти вещи находятся вне эмоциональной сферы. Эти люди чувствуют себя неудобно, когда соприкасаются с людьми эмоциональными и сильными эмоциями. Им очень сложно выражать любовь. Они больше говорят о фактах, которые являются следствием фактов. Эти люди не замечают эмоций или практически не делают акцента на них.
Эмоциональный.
Этот тип людей общается на уровне эмоций. Для них мало важно какие есть факты, а важно разделить эмоции и переживания с близким человеком. Для таких людей важно, чтобы эмоциональный климат в семье был чистым. Важно, чтобы все выговаривались, чтобы проявляли свои чувства, эмоции. Им хочется выговориться, разрешить эмоциональный конфликт.
Мужчин чаще всего учат рациональности и это нравится до свадьбы, но потом требуется эмоциональность.


Возраст с 3 до 6. Возраст игры.
В этом возрасте у ребёнка впервые появляется чувство, что их воспринимают как людей, с ними считаются. Они поощряются и чувствуют поддержку их инициативе.
Очень часто у инициативных родителей не инициативные дети.
Нужно, чтобы значимые люди давали понят, что его мнение и желания ими ценится.
Хорошее восприятие происходит через игру.
Огромная ориентация на то, что делают родители, чем занимаются, их профессия.
С 3 до 6 – отправная точка для дисциплинирования. Именно в этом возрасте закладываются все правила, которыми будет руководствоваться человек всю жизнь.
С 4 лет дети должны знать свои нужды. Он должен уметь говорить чего он сейчас хочет.
С 3 до 6 ребёнок должен научится выражать то, что он чувствует.
До 3 лет человек учит принимать восполнение своих нужд.
Это возраст, когда дети воспринимают всё буквально.
Влияет на эмоциональную сферу.

Как можно смотивировать детей с 3 до 6. Психотипы:
1.       Ведущий или лидер. К этому типу относятся только 3% людей. Он самый мотивированный. Вклад в других у него: он начинает изменения в других. Эти люди с самого рождения начинают менять мир вокруг. Самая лучшая мотивация: трудности. Сильные стороны: это люди действия. Это целеустремлённые люди, которые видят цель, знаю цель и не теряют её. Слабые стороны: люди, как средства, не терпеливый, агрессивный, не командный игрок, тяжело воспринимает критику. Улучшить ребёнка можно тем, чтобы научить его слушать. Эти люди видят глобально, видят цель и не замечают детали. Классический пример ведущего: Павел.
2.       Вдохновитель. Это больше творческие люди. Это поэты, музыканты. Их вклад в других: они создают энтузиазм, повышают настроение. Они любят праздники и эмоции. Главная мотивация: ни в коем случае не надо говорить о трудностях, не нужно говорить о результатах, нужно подмечать плюсы, порой нужно просто выслушать. Сильные стороны: хорошие мотиваторы, вдохновители, политики, бизнесмены, хорошие спикеры. Слабые стороны: импульсивные, не детальные, не очень хорошо относится к критике. Это люди команды. Можно улучшить через то, чтобы делать паузу. Классический пример: Пётр. Их 17%.
3.       Командный игрок, друг, поддержка. Это более 70% людей. Вклад: строить взаимоотношения. Это человек команды. Мотивировать можно: через отношения. Если долгое время с ним дружить и сближаться, то они откликнуться и пойдут хоть куда. Нужно строить хорошую атмосферу, давать много внимания. Это самые верные и постоянные люди, которые будут рядом до конца. Эти люди хорошо обучаемые. Они стабильные. Умеют работать в команде, строить отношения, могут уступать, служить. Они выносливые. Он может уступить игрушку. Его сильная сторона так же в том, что он делает акцент на деталях. Одна из ценностей этого типа – это безопасность. Слабые стороны: часто из-за того, что он детальный и ставит безопасность на первое место, он может уклоняться от цели. Эти люди нуждаются в лидере, но если захотят, то могут сами стать хорошими лидерами. Они не очень хорошо ценят цель, так как отношения превыше цели. Эти люди часто могут быть неинициативными, не рискуют. С этой безопасностью нужно иметь дело следующим образом: увеличить эту безопасность через обучение. Компетентность этого человека пропорциональна безопасности. Детей такого типа лучше всего научить начинать, поощрять их на начало действия.
4.       Аналитик. Это не командный игрок. Это больше одиночка. Его главная ценность – это стремление к совершенству. Для него лучше сделать что-то хорошее или не сделать ничего. Лучшая мотивация через качество. Вторая ценность – безопасность. Этот тип любит мелочи, конкретику. Сильные стороны: аккуратность и точность. Этот человек привык думать, всё учитано. Слабые стороны: скрупулёзность, теряют ощущение времени. Им больше нравится сам процесс, чем результат. Эту люди идет медленно, но верно и доходят до цели. Этих людей примерно 11%. Работая с этим типом нужно научить его не бояться принимать решения. Через это улучшается данный тип.



Первому типу всё равно как он выглядит.
Второй акцентируется на трендах.
Третий тип ориентируется на комфорт и чистоту.
Четвёртый тип никогда не выйдет с грязными ногтями.  

Первый тип в отличии от второго всегда доходит до конца.



6-11 – Школьный возраст.
Значимые люди здесь – это учителя, ученики. Плюс семья.  
Если всё хорошо, то человек получает компетентность.
Правильный выбор – трудолюбие и предприимчивость вместо чувства собственной неполноценности.
Это происходит через поощрение ребёнка и помощи в том, что не получается. Ребёнок должен точно знать что он может. Ребёнок должен увидеть, что если у него получется в одном, то обязательно получится и в другом.
В этом возрасте важно не наличие знаний, а знание в чём он компетентен. Это он может понять только через трудолюбие, где он делает больше, чем то, что он может.
Когда ребёнок делает только то, что он может, то у него возникает чувство собственной неполноценности, а за тем и состояние инертности.

12-18 – подростковый возраст.
Это один из самых сложных возрастов, так как здесь самый сильный кризис, который больше всего отражается на последующую жизнь.
Это кризис идентичности. В этом кризисе человек понимает кто он есть.

3 главных вопроса этого возраста:
Кто я?
Какой я?
С кем я?

Здесь человек начинает сам делать осмысленный выбор.
Это один из возрастов, где происходят изменения всех сфер (физической, духовном, интеллектуальном, эмоциональном).
Физический аспект изменений.
Костная система. Она растёт быстрее всего
Мышечная система. Мышечная немного отстаёт от костной.
Сердечно-сосудистая система. На третьем месте по росту.
Нервная система. Растёт медленнее всего.
Эндокринная гормональная система. Растёт сильнее всего
В результате: боли в животе, головные боли, в сердце, утомляемость, раздражительность.

Из-за отстающей нервной системы происходит заторможенность, критичное отношение к себе.
Переизбыток гормональной системы. Подросток не знает как справляться с этим переизбытком, со своими эмоциями.
Подросток в итоге не способен долго сосредотачивать своё внимание. Это может возникать из-за неправильного воспитания, где ребёнка до 6 лет, который не может сидеть дольше 40 минут спокойно заставляют сидеть, отправляют в школу. С 7 лет ребёнок уже может себя заставить, понимать, что так можно, а так нельзя.
Ухудшается понимание излагаемого материала и усвоение информации.
Поэтому с 4-5 класса нужно помочь ребёнку в развитии, образовании.
Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопрос, не сразу выполняет задание.
Плохо владеет своими эмоциями. Как положительными, так и отрицательные.
Речь может быть замедленная речь.
Аудиальное восприятие очень плохое. Поэтому общение должно быть эмоционально окрашенным, сопровождаться действием.

Чувствительность к мнению окружающих в плане внешности, знаний и способностей. С одной стороны они хотят выделиться, но с другой хотят быть приняты коллективом.

Значимые люди – сверстники.

Потребность в доверительном общении, в принятии в коллективе, потребность в обладании значимыми качествами.
Присутствует стремление высвободиться из излишней опеки.

Должно произойти самоосознание, самоопределение, которые в итоге выйдет в верность своим ценностям и верность как таковую.
Если не происходит этого самоопределения, то происходит новообразование, как негативизм. У него нет ценностей, в которых он убеждён. Неверные ценности. Дилетант в жизни.
Негативизм ведёт к выбору изоляции.

Помощь подростку. Метод трёх корзин.
В первой корзине подростка что бы ни случилось родители будут требовать своего. Здесь есть правила, которые точно нельзя делать в семье. Здесь находятся принципиально важные вещи, за нарушение которых следует дисциплинарное взыскание.
Во второй корзине говорится, что отношения с ребёнком важнее родительской воли. То есть присутствуют те вещи, которые на второстепенном плане уже из-за возраста. Есть вещи, где родительский контроль уже ослабляется. 
Третья корзина – это спланированное время провождения с ребёнком.
Важно, чтобы содержимое корзин по отношению к ребёнку было одинаковым.
Когда есть хорошие отношения с ребёнком, то проще переносить какие-то вещи из первой корзины во вторую.


Чтобы восполнить неполученные в своё время новообразования, нужно сначала сформировать новообразования своего возраста.

До подросткового периода каждый возраст качественно влияет на следующий период.





19-25 Юность.
Значимые люди: друзья, супруг (или сексуальный партнёр).
Выбор: честные и близкие отношений или изоляция.
Этот возраст называется возрастом интимности, так как происходит выбор кого из окружающих ставить ближе к себе, человек учится строить близкие и честные отношения.
Если не произошло образование собственных ценностей, то невозможно построить близкие и честные отношения.
Эти честные отношения должны происходить с собой, с окружающими и с Богом.

Новообразование этого возраста: преданность и любовь.
Это новообразование приходит в результате честных отношений с самим собой, окружающими и Богом.
Если есть честность, то будешь чувствовать в ответ и преданность и любовь.

Брак можно заключать с этого возраста из-за того, что именно здесь происходит самоопределение.
Происходит кризис идентичности.


25-65 зрелость.
Значимые люди: общий дом. Все те, кого можешь впустить в жизнь.
Выбор: производительность и полезность или застой и поглощённость собой.
Вырабатывается забота и милосердие или отверженность.
Сколько бы ни было человеку лет, если он начнёт честные отношения, то и здесь может сформироваться и любовь и преданность.
Выбор в сторону производительности и полезности мы делаем выбирая жить для других. Каждый день нужно делать выбор в сторону того, чтобы жить для других и делать добро. Если не выбирать это, то формируется отверженность.
Благодаря заботе о других приходит образование, как забота и милосердие.
«Отверженность» чаще всего могут чувствовать те, кто сам не проявляет внимания и заботу к другим. Что даёшь, то и возвращается.
Значимые люди должны быть дальше, чем просто дети и муж. Человек должен работать для окружающих его.


65 - старость
Значимые люди – всё человечество. Сердце расширяется для всех если правильно прошли предыдущие стадии и получены верные новообразования.
Делается выбор в сторону целостности и универсальности или отчаяние и отвращение.
Больше нужно акцентировать на пережитом добром. И на добром, что есть.
Стоит делать акцент на то, что останется после их ухода. В чьей памяти они останутся и какое наследие оставят после себя.
Новообразования: Приобретается мудрость или презрение.
Людей этого возраста нужно направлять на то, что в этом возрасте и они могут послужить другим.
С брюзжания и недовольства перенаправлять на добро, на служение другим, на то, чтобы быть благословением для других.




Семейная психотерапия.
Она отличается от других терапевтических школ, тем, что клиентом терапевта является вся семья.
Два положения системы семьи:
1.       Целое – больше, чем сумма его частей
2.       Все части целого процесса влияют друг на друга.

Дифференциация – развитие.
Если низкий уровень дифференциации, то и низкий эмоциональный уровень.

Вирджиния Сати.
К ней шла молодёжь из хиппи, которая сидела на наркотиках. Полиция ставила им ультиматум, что либо они идут к психологу, либо их посадят в тюрьму за употребление наркотиков. В итоге у них нет никакой мотивации на общение с психологом.
Она начала использовать консультацию в разрезе «здесь и сейчас». Работала с клиентами она так, как будто видит первый и последний раз и нужно сделать всё, чтобы повлиять за час на них так, чтобы они изменились.
Её консультирование было очень лёгким. Она просто спрашивала простые вопросы, особенно на ситуации, происходящие прямо на месте. К ней в основном приходили дети с мамами. Старалась вывести на здравый диалог прямо на месте, чтобы выговаривали какие пожелания друг к другу.
Никогда нельзя отказывать людям в помощи, даже если маленький уровень мотивации.


Мери Боун.
Никогда не принимал группу клиентов, но только по одному.
Создал определённую технику.
Генограмма.
Вертикальные связи влияют на горизонтальные связи.
Если отношения с мамой (для парня) или с отцом (для девушки) конструктивные, нормальные, то соответственно их отношения с супругами будут такими же.
Очень важно смотреть на то, какие отношения на данный момент с родителем.
Если между родителями не очень хорошие взаимоотношения или развод, то возникает проблема в отношениях дочери с мужем.

Сальвадор Минохин.
Говорил, что есть определённая закономерность в семье.
Он внёс такое понятие, как коалиция.
В семье существуют коалиции.
Чаще всего коалиция – это против кого-то. Одна часть семьи против другой.
Все вертикальные коалиции считаются деструктивными. Все вертикальные коалиции потом обязательно повторяются.
Есть положительная коалиция. Это горизонтальная коалиция. И между родителями и между родными братьями и сёстрами.
Вертикальные коалиции возникнут в любом случае, так как для их появления ничего не нужно делать. Для появления горизонтальных коалиций нужно прилагать усилия.


Коалиции со временем могут меняться.
Создание коалиции лежит лишь в руках участника этой коалиции.
Тот, кто не входит ни в одну коалицию в семе является выключенным мужчиной или женщиной и он обязательно включится во что-то другое на стороне.

Женщина так как родила детей считает, что лучше их знает.
Если женщина не будет строить что-то положительное, то автоматически будет строиться негативное.

Есть семейная система, которая включает в себя 10 параметров.
Два закона семейной системы.
1.       Закон гомеостаза. Любая система должна сохранять свой статус кво.
Этот закон действует и на функциональную и на дисфункциональную систему. Этот закон говорит, что семья, какая бы она ни была она не должна распасться и исчезнуть. Из-за этого закона соглашаются на сохранение даже ужасных отношений. Лучше хоть что-то, чем ничего.
В функциональной семье этот закон работает намного лучше, так как помогает именно простить при конфликте, принять.
Гомеостаз – это то, что склеивает в семье. Это может быть как хорошее (любось, честность, дружба) или плохое (алкоголизм, так как «он пьёт, а она его спасает», а другого хорошего клея нет и семья в итоге распадётся и т.п.).
Гомеостаз нужно менять на правильный, функциональный.
2.       Закон развития семьи. Это совершенно противоположный закон, который говорит, что ни одна семейная система не стоит на месте и всякая семейная система должна изменяться.
Это выражается в процессе женитьбы и рождения детей.

Есть несколько стадий развития семьи от её рождения до её смерти.
Причиной этих стадий являются кризисы.

Первая стадия – монада. Это когда молодой человек живёт один, экономически, географически и эмоционально независим. Это очень важная стадия как для индивидуального развития, так и для развития в будущей семье. Монада – это когда человек созрел заботиться о себе. Для того, чтобы произошла монада у детей необходимо, чтобы была хорошая диада между родителями.
Монада превращает человека из состояния ребёнка в состояние родителя.
Монада – это всегда решение.
Для того, чтобы ухаживать за родителями нужно самому стать родителями. Ребёнок должен сепарировать от родителей, чтобы отделиться полностью, построить своё и в дальнейшем суметь взять опеку над родителями, как над собственными детьми.
Кризис монады – это когда человек хочет выйти из системы, чтобы создать свою систему.

Вторая стадия – диада.
Кризис диады: вдвоём хочется, но не можется. То есть сложности совместной жизни, когда не получается так, как хотелось бы.
Но если этот кризис проходит успешно, то у них всё получается со временем.
Многие семьи не проходят этот кризис, так как не было кризиса монады, кризис диады становится острее, и при этом они рискуют вступить в триаду.
Самое главное для преодолении этого кризиса – договориться обо всём. Это должно произойти ещё до брака.
До брака нужно быть меньше вдвоём, больше на людях. После брака больше вдвоём, меньше на людях.
Так как всё время хочется больше и больше. Это закон отношений. Это длится до полутора лет. Поэтому добрачный период должен длиться от 1 до 2,5 лет. Самое лучшее – 1-1,5 года. Так как за этот период улягутся все чувства,  эмоции и можно будет здраво рассудить.
Это время, когда создаётся конституция семьи. Но к этой конституции всё время вносятся поправки.
Конституция состоит из правил, которые делятся на закрытые и на открытые.
Закрытые – это те, которые существуют, но не всем нравятся. С открытыми согласны все.
Открытые правила – это правила, которые существуют из-за того, что их обговорили, а закрытые существуют даже если их не обговаривали.
Закрытое правило не может нравится всем.
Эти правила помогают человеку измениться и показать кто где не прав.
Хороши те правила, которые имеют последствия. То есть за нарушение конкретного правила следует конкретное наказание.
При этом не всё можно высказать и не обо всём договориться. Например о правилах сексуального поведения.


Третья стадия – триада.
Это после рождения ребёнка.
Кризис здесь в том, что думали, что станет всё лучше, а стало хуже.
В триаде более устойчивая семейная структура, так как ребёнок часто становится гомеостазом.
У диады появляется ощущение, что они стали дальше, так как возникает привязанность в частности матери к ребёнку. Он требует много внимания. Акситацин – гормон, отвечающий за привязанность к ребёнку.
Каждый из диады начинает чувствовать какое-то одиночество. Жена его переживает отношением с ребёнком. Муж остаётся как-то в стороне.
Здесь так же происходит перестройка правил. Передоговариваются.
Это пик супружеских измен.
В триаде очень трудно будет договориться. Отсюда растут коалиции. Каждый пусть занимается своим делом и всё.
Так же проблема в том, что ребёнок становится в центре всего. Но нужно понимать, что дистанция между супругами должна быть ближе, чем между любым из родителей и ребёнком.
При появлении второго ребёнка появляются новые проблемы, в частности то, что младший ребёнок вытесняет старшего.
Теории о том, как влияет рождение детей на порядок в семье.
Считается, что первые дети чаще всего более ответственные, более готовые быть родителями, более любимые.
Есть правильная коалиция у родителей, то будет и правильная коалиция у детей.
Если женятся старший и старшая, то эти браки комплементый (совместимый). Если старший и младший, то не комплементные.
Средние дети считаются самыми социально обеспеченными.
У единственных детей часто риск не жениться.
Не комплиментный брак – это где присутствует соревнование кто «начальник», а кто «дурак». В комплиментном всё понятно. Здесь всё зависит от того на сколько зрелые личности вступают в брак.
В семье должно быть такое правило, чтобы всем было комфортно жить в своей позиции. Это возможно сделать  только при чёткой структуре семьи. Главным должно быть первое поколение. То есть родители, как совет директоров должны быть сильно стоящими друг за друга. При этом руководящий должен быть на месте, которым руководит и быт в курсе нужд. При этом все остальные должны понимать кто руководитель и вести себя соответственно.

Есть такое понимание, как сиблинговое соперничество. Это соперничество между родными братьями и сёстрами. Часто происходит соперничество за внимание родителей. На это влияют и каолиции.
В помощь нормализации. Никогда не нужно спать с детьми. Желательно, чтобы была отдельная комната с самого начала.
Каждый последующий ребёнок вытесняет предыдущего. Из-за этого формируется негативное соперничество. Оно усугубляется. Поэтому нужно одинаково давать внимание и похвалу всем детям.

Пятая стадия – это когда дети выходят во внешний мир. Это происходит в садике, школе. Если ребёнок справляется с требованиями внешнего мира, то семья функциональная. Если нет, то дисфункциональная.
Дисфункция – это функция, которая не может быть выполнена семьи. Важный показатель не присутствие или отсутствия этих дисфункций, но то, как семья их проходит.

Есть 2 рода классификации семьи:
1.       Гиперсоциолизирующие семьи. Это те семья, где действуют социалные законы. Очень мало своих законов. Законы общества по умолчанию принимаются в семье. Из этого будет формироваться отношение к внешнему миру. В итоге сдерживающим фактором становится мнение внешних людей, то есть социума. Ребёнка надо поднимать в глазах социума, а не опускать, отчитывая на глазах у всех.
2.       Не гиперсоциолизирующие семьи. Просто противоположность. Но здесь может быть другая крайность – слишком принижать социум в глазах ребёнка. Семья не должна быть судейской коллегией, так как это может сказаться  на восприятии ребёнком всех авторитетов. Так же формируется чувство отсутствие безовасности.


Шестая стадия – сепарация. Происходит в подрастковом возрасте.
Кризис этого периода хорош для всей семьи.
Различаю 2 вида сепарации (отделения):
1.       Первого порядка.
Любое изменение, связанное с физическим отделением, но не эмоционально. Это не законченное отделение.

2.       Второго порядка.
Произошло полное отделение. Поэтому может происходить спокойное и свободное общение, не привязанное эмоциями.
Нужно выйти на уровень взрослый-взрослый. Отношение детей с родителями как равных.
Сепарация второго уровня – это человек отлепился, чтобы прилепиться к другой системе.

Если пятая стадия прошла удачно, то сепарация происходит удачно.

Трансактный анализ. Ветвь в психологии, которая включает в себя психоанализ.
В ребёнке, даже если его не учить, то в нём есть зачатки его родителя.
Вырасший человек может выполнять 3 функции:
- Взрослый
- Родитель
- Ребёнок
Имеем мы или не имеем реальных потребностей проявлять эти роли, они живут в нас.
Воспитание с точки зрения трансакта это помочь человеку в нужный период иметь сильное выражение этих ролей.

Отношения первого порядка – это ребёнок и родитель. Это может быть не только когда по возрасту соответсвует, но и намного позже.
Чтобы изменить отношения первого порядка на второе должна происзойти сепарация второго порядка – сепарация отношений. Чтобы отношения перешли в уровень взрослый и взрослый.
Сепарация второго порядка – это как бы ты себя ни вёл, ты ведёшь себя как взрослый.

Сепарация – это процесс. И он должен начаться до того, как женишься.

Отношение дети-дети чаще всего происходят во время романтических свиданий.

Седьмая стадия. Диада.


Восьмая стадия – монада после смерти супруга. Или конец семьи.




Специфика пост советской семьи.
Такая семья всегда перескакивает монаду.
Есть сразу диада. Но и нет возможности жить нормально диаду в нуклеарной семье.



Семейная терапия состоит в том, чтобы помочь организовать правильные коалиции.