1. Патристика
Патристика – это термин, обозначающий
совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин
христианских мыслителей с 1 по 7 век, то есть отцы церкви.
1 век – мужи апостольские. Те, кто
является апостолами и примыкает к ним.
2 век – апологеты. Защищающие отцы.
Некоторые из них пытались совместить христианство с философией. Так же был спор
с гностиками. Сюда входят: Юстин, Афинагор, Тациан, Тертуллиан.
3 век – Афонасий, Климент, Ориген
4-5 век – 3 каппадакийца (Василий
Великий, Григорий Назианзин, и Григорий Нисский).
4-5 век – Блаженный Августин, Амвросий
Медиоланский.
6 век – Боэций, Иоанн Домаскин.
2. Апокатастасис
Вид универсализма. С греческого
переводится как «восстановление». Это богословское понятие, используещееся в
значении восстановления и в значении восстановления всего, когда с ним
отождествляется учение о всеобщем спасении. Этого придерживался Ориген.
Сформулировал это учение Климент, который был учителем Оригена. Это учение о
том, что наказание грешников не будет вечно.
3. Аннигиляционизм
В противовес апокатастасису аннигиляционизм.
Означает уничтожение. Мнение о том, что все те, кто не попадает в рай просто
исчезают в небытие.
4. Универсализм
Универсализм – все спасутся. Бог в конце
концов спасёт всех.
5. Пелагианство
Пелагианство – говорит о том, что
человек не испорчен и своими правильными поступками он может получить спасение.
Вины человека нет.
6. Семипелагианство
Полупелагианство (семипелагианство) –
было осуждено в 6 веке. Учение о том, что человек может сам делать выбор и
может спастись сам, но помощь благодати так же немного нужна.
7. Синергизм
Синергизм – взаимодействие человека и
Бога для получения спасения.
8. Монергизм
Монергизм – учение о том, что в спасении
участвует только Бог.
9. Арминианство
Арминианство – Учение о том, что человек
испорчен, но не на столько чтобы не выбрать Бога. Вина человека вменяется.
10. Кальвинизм
Кальвинизм – Человек полностью испорчен
на столько, что не может сам выбрать Бога. Вина человека вменяется.
11. Супралапсарианство
Супралапсарианство – «до грехопадения»
Бог предопределил уже всё.
12. Инфралапсарианство
Инфралапсарианство, Сублапсарианство.
Бог предопределил после грехопадения.
13. Амиральдилизм
Амиральдианизм – Моисей Амиральд. Это
те, кто придерживаются 4 пункта кальвинизма кроме третьего: 1.Полная
испорченность; 2.Безусловное избрание; 3.Ограниченное искупление; 4.Неодалимая
благодать; 5.Неотступность святых.
14. Натурализм
Натурализм – это учение о том что души не
существует.
15. Монизм
Монизм – есть только тело.
16. Обожение
Обожение (обожествление) – Иисус стал
человеком, чтобы мы имели божественность.
17. Метемпсихоз
Метемпсихоз – это переселение душ.
18. Рекапитуляция
Рекапитуляция – Сведение различных
элементов к единству путём подчинения их общему началу.
Второе значение – восстановление
чего-либо в первоначальное состояние или вид.
19. Апологеты (определение, задачи, аргументы,
направления апологетики)
В
узком смысле слова апологеты – это отцы слова отстаивающие христианство перед
имперской властью.
В
широком смысле – это христиаские авторы 3-5 веков, боровшихся против язычества.
Апологетика
– первый жанр патристики.
В
задачу апологетов входило:
1. Отвести
обвинения от христиан
2. Добиться
терпимого отношения к христианству со стороны государства
3. Сопоставление
греческой философии с христианской мыслью. Доказать истинность христианства.
Апологеты
отводили обвинения от христианства и доказывали нелепость языческих мифов.
Аргументы
в пользу истинности христанства:
1. Высокая
нравственность христиан
2. Предсказания из
Ветхого Завета пророков о Христе
3. Внутреннее
единство между Ветхим и Новым Заветом. То есть христианство древнее язычества,
так как Моисей жил до появления греческой философии
4. Чудеса Иисуса
Христа были от Бога и они противоположны чудесам магов, которые действуют от
дьявола
Помимо
антиязыческого направления апологетики была антииудейская и антигностическая.
20. О чём проповедовал Новациан?
Придерживался
того, что спасается только тот, кто ни разу не предал Христа.
21. Кто придерживался предсуществования душ?
Климент Александрийский и Ориген
22. Сотереология Афонасия. Годы жизни
Жил
примерно в 295 или 298 годах до 373.
Главный
противник арианства.
Он
много говорил о теме обожения. По его мнению самой главной задачей Христа было
сделать нас как Бог.
Обожение
– учение о становлении человека Богом.
Самое
знаменитое выражение Афонасия: “Сам Бог вочеловечился, чтобы мы обожились”.
Обожение
- Непрестанное действие, учсремление человека к Богу, нравственное уподобление
Ему. По мере обожения человеку даются дары Святого Духа, происходит
преображение его природы. Свойства Адама до грехопадения даются верующему
человеку.
Афонасий
понимает под обожением:
1. Усыновление
детей Богом через Иисуса Христа. Мы становимся детьми и становясь детьми мы
становимся богами.
2. Вознесение
человеческой природы на небо, вознесение человека в небесное царство, обратение
бессмертия, свойственного Богу.
3. Преобщение к
Святому Духу. В ком пребывает Дух, становятся подобными Богу.
23. Сотереология Григория Нисского. Годы жизни
331-395 года.
Он считал, что Мария родила Иисуса без
боли. Он проводит аналогию между Евой и Марией. Мария стала второй Евой. Первая
отверзла дверь греху, вторая праведности.
В основе учения о спасении лежат слова:
«Подобное исцеляется подобным»
Спасение.
1. Исцеление и очищение. Непослушание людей
исцеляет Своим послушанием
2. Оживотворение и победа над тлением и
смертью
3. Обожение.
4. Искупление. Люди сами продали себя в
рабство, а следовательно не могли сами себя выкупить.
5. Умилостивительная жертва. Иисус умер за
грехи людей и через это задобрил Бога.
Адам и Христос составляют два крайних
члена организма. Как начало смерти пришло через одного ко всем, так же и
воскресение.
24. Сотереология Григория Назианзина. Годы
жизни
330- 389 года.
Он говорит об обожении. Этот термин он
использует очень часто.
Обожение для христианина происходит
через церковь и через таинства. В церкви человек призван похоронит себя со
Христом и с Ним совоскреснуть, Христу сонаследовать, стать сыном Божьим и
называться богом.
Крещение и причастие. В крещении человек
возрождается и воссоздаётся благодаря обожению Святого Духа. Через крещение Бог
делает нас богом, храмом и совершенными. Крещение очищает от первородного
греха, а причастие делает причастным искупительному подвигу Христа.
Спасение человека происходит благодаря Духу
Святому, через крещение и евхаристию.
Путь к обожению совершается через любовь
человека к Богу. Вершиной этой любви является единение человека с Богом.
Обожению человека способствует
аскетический образ жизни. Каждый человек должен быть в какой-то мере аскетом.
Искренне идущая из сердца молитва.
Восходя через молитву к Богу человек обретает определённый опыт богопознания.
25. Спасение у Оригена. В каком веке жил
Ориген?
Ориген придерживался Апокатостасиса.
Апокатастасис – вид универсализма. С греческого переводится как
«восстановление». Это богословское понятие, используещееся в значении
восстановления и в значении восстановления всего, когда с ним отождествляется
учение о всеобщем спасении. Этого придерживался Ориген. Сформулировал это
учение Климент, который был учителем Оригена. Это учение о том, что наказание
грешников не будет вечно.
Роль Христа более педагогична, чем
искупительна.
26. О чем писал Афинагор Афинянин?
Метемпсихоз – это
переселение душ.
У Афинагора есть
книга «О воскресении мёртвых». О том, что тело спасется.
27. На учение какого теолога было очень похоже
арминианство?
Иоанн Златоуст
28. Понимание спасения у Пелагия. В каком веке
жил Пелагий?
360 г. — после 431
Адам был сотворен
Богом, был сотворен нейтральным, не святым не греховным, он мог не грешить и
мог жить во грехе. Его грех погубил только себя. Если грех есть то это плохое
образование. Человек не испорчен и своими правильными поступками он может
получить спасение. Вины человека нет.
Он отрицал
первородный грех.
29. Сотереология Амвросия Медиаланского. Годы
жизни
Он говорил о
благочестивом обмане. Христос обхитрил дьявола забрав долговую расписку данную
человеком. Человек сам не мог её забрать.
30. О чем Амвросий написал книгу?
Против Новациан
31. В чем заключался грех по мнению Августина?
Корень греха –
подмена любви к Богу любовью к себе.
32. Спасение у Августина. Годы жизни
354-430
Человек сам не
способен спастись, поэтому только благодать Божья спасает его.
33. Какую сотереологическую книгу написал
Ириней? Годы жизни
Годы жизни 130-202
«Против ересей» в основном направлена
против гностиков
34. Что он говорит о дереве познания добра и
зла?
Дерево познания добра и зла у Иренея,
это послушание или не послушание. Бог запретил есть плод, но Адам и Ева не были
готовы, им нужно было быть готовыми что бы познать добро и зло. Другими словами
он ел молоко, и не должен был есть плод. Он бы ел, но ел не вовремя. Дерево
познания было хорошо для употребления своевременно.
35. Какую параллель проводит Ириней, говоря о
древе?
Дерево познания добра и зла у Иренея,
это послушание или не послушание.
36. Что есть духовная смерть по Иринею?
Духовная смерть – это результат
разлучения человека и Духа Божьего.
37. В чем выразилось милосердие Божие по
отношению к Адаму?
Милосердие Божье проявилось не тем, что
проклял человека, а вместо этого проклял землю.
38. В чем выразилось милосердие Божие через
смерть Адама?
Телесная смерть – отделение духа
человека от тела. Физическая смерть – это благость Божья к человеку потому что
благодаря этому грех перестаёт существовать.
39. Спасение у Иоанна Златоуста (2)
Сотереология.
1. Иисус пришёл в качестве дидактического
образца. Он пришёл, чтобы показать пример и люди могли подражать Ему как
образцу. Следуя этому примеру человек спасётся.
2. Восстановление и прославление
человеческой природы.
40. Чей грех больше по словам Златоуста и
почему?
Грех Каина был больше греха Адама,
потому что наказание за этот грех было больше. Енох же благодаря совершенной
благодетели смог загладить грех Адама. Закон совести помогает жить
добродетельно. Иоанн так же полагал, что люди могут быть сосудами гнева и
сосудами милосердия не потому, что они были созданы такими, а по причине
собственного изволения. Он различал грех Адама и обычный грех преступления
заповедей.
41. Что по словам Златоуста ведёт войну с
грехом?
В человеке есть закон ума или совести,
который ведёт борьбу с грехом. Эту войну может прекратить только благодать
Святого Духа.
42. Откуда проистекает начало порочности?
Грех происходит от души, а не от плоти.
Духовная часть – это музыкант, в плоть – инструмент.
Адам согрешив написал долговую расписку,
которая положила начало долгу, а мы увеличили заём последующими грехами. Через
Адама вошла смерть и все стали смертными, потому что стали грешниками. Когда
Адам согрешил, его тело стало не только грешным, но и страстным, в нём
обнаружилось множество природных недостатков и оно стало подобным упрямому
коню. Когда тело человека стало смертным, оно приняло страсти. И теперь нужно
приложить очень много стараний, чтобы это преодолеть. Сами по себе эти страсти
не есть грех, но они становятся ими от необузданной неумеренности в них.
43. Что Иоанн Златоуст говорит об избытке
благодати?
Христос явил людям избыток благодати.
Человек получил избыток благодати, то есть гораздо больше, чем то, сколько
нужно для освобождения от греха.
Мы получили не только врачество, но и
здоровье, красоту, честь, славу и достоинства, которые намного превосходят нашу
природу.
1.
Проблемы
патристики
a. Была тенденция смешивать веру с ортодоксией. Верить –
значит придерживаться ортодоксального символа веры. Внимание сосредотачивалось
на списке доктрин, которые нужно принять.
b. Труды милосердия и самодисциплины были в высшей степени
похвальными и часто описывались, как настоящий путь дать удовлетворение за
грехи верующих.
c.
Возрастающая практика поклонения святым и
зависимость от ходатайства святых, особенно Девы Марии. Она привела к внешней
обрядности и упованию на дела человека.
d. Возрастала тенденция ставить спасение в зависимость от
крещения, которое означало становлением членом церкви.
e.
Многие отцы церкви отличали божественные
требования от евангельских советов. Поэтому исходя из первых – это обязательно
всем христианам, в то время, как согласие со вторым – это личный выбор каждого.
Но этот выбор приносил больше благословений тем, кто исполняет и советы так же.
Это был интерес монашества.
2.
Сотериология Григория Великого. Годы жизни.
У него Августианство было смягченным. Он объясняет
вхождение греха в мире слабостью человека. Первый грех Адама был свободным
действием в котором он предал свою любовь к Богу и подчинился духовной слепоте
и духовной смерти. Через грех первого человека все остальные стали грешниками.
Он рассматривал грех как слабость и болезнь чем как вину. Человек потерял не
свободу, а только доброту своей воли. В то же время он подчёркивал, что без
благодати не может быть спасения. Он так же говорил о том, что есть 2
благодати: первая – предваряющая, которая побуждает человека желать добро;
вторая – последующая, которая помогает совершать это добро. Изменения в
человеке начинаются с крещения. Оно отменяет вину прошлых грехов.
Григорий сохранил учение о предопределении как у
Августина, но изменил его. Предопределение основано на предузнании. Бог
назначает определенное число ко спасению, так как Он знает, что они примут
Евангелие. Но никто не может быть уверен ни в своём избрании, ни в избрании
кого-то другого.
3.
Сотериология
Гошталька. Годы жизни.
Он стал говорить о двойном предопределении. Бог кого-то
определил ко спасению, а кого-то к вечной погибели.
Он отрицал идею о предузнании, так как это делает Бога
зависимым от действий людей.
Эго учение было осуждено.
4.
Дайте
определение схоластике.
Тип религиозной философии характеризующийся соединением
теолодогматических предпосылок с рационалистической методикой.
Особое направление философской мысли посвященное
рационалистическому обоснованию христианской догматики.
Схоластика рассматривает себя как науку, поставленную
на службу теологии. Философия – это служанка богословия.
5.
Сотериология
Ансельма Кентерберийского. Годы жизни.
Года жизни 1033-1109.
Он попытался обосновать своё виденье логикой.
Он понимает отношения Бога и человека как юридические
отношения. Он говорит о божественной правде. Иногда для него божественная
правда приравнивается к божественной благодати. Человек был создан для того,
чтобы прославлять Творца и он уже славит тем, что существует. Но славить он
должен не только тем, что существует, но и послушанием. Грех по Ансельму
появился ещё до сотворения мира видимого. Человеку надлежало посредством
нравственного совершенствования восполнить число павших ангелов и восстановить
нарушенное согласие. Вместо того человек сам нарушил божественный замысел быв
искушен дьяволом. Основное преступление Адама
и Евы состояло не в том, что они хотели стать богоподобными, но в том,
что они возжелали богоподобия прежде, чем этого восхотел Бог. Нарушив заповедь
человек похитил у Бога Его честь.
Как можно спастись?
Проступок человека помноженный на бесконечность
абсолюта вызывает безмерную вину. Поэтому единственный способ спастись – это
доставить Богу удовлетворение. Человек не способен удовлетворить Бога.
Единственный способ – это посредник, ставший совершенным человеком и принесший
это удовлетворение. Этот посредник должен обладать и человеческой и
божественной природой. Искупительный подвиг богочеловека имеет бесконечную
ценность, которая приносит бесконечную славу Богу.
Проблема в том, что эти отношения строго юридические.
6.
Сотериология
Фомы Аквинского. В каком веке жил?
Годы жизни 1221-1274
Он делает классификацию двух типов благодати. Первое –
это действительная благодать (или безвозмездно даваемая благодать), второе –
сотворенная благодать или благодать делающая угодным.
Сотворенная благодать способна снизойти в человека,
исцелить его природу и, в конечном счете, исполнить посредствующую роль в
единстве Бога и человека. Эта благодать подается в таинствах, но её одной не
достаточно для спасения человека. Нужны ещё и добрые дела и заслуги.
7.
Богословие
каких теологов стала основой католической и православной церкви?
Григорий Паламов – православная церковь
Фома Аквинский – католическая церковь
8.
Сотериология
Мартина Лютера (состояние после грехопадения, три аспекта веры, уязвимое место
в богословии Лютера)
Он провозгласил, что мы спасаемся только посредством
вер. Центральным понятием учения стало понятие оправдания по вере.
Грех. Состояние человека после падения Лютер называет
крайней греховностью.
Три аспекта:
1. Вера имеет личный, а не просто исторический характер.
Нужно верить, что жертва Христа произошла лично за меня.
2. Вера – это доверие Божьим обетовнаиям.
3. Вера – это не только простое согласие с некоторым
набором религиозных доктрин, но и способ усвоения искупительных заслуг Христа.
В начале он следовал подходу Божьего предведения или
предузнания, но вдалнейшем его точка зрения стала меняться особенно после того,
как он стал изучать к Римлянам. Почему один человек спасается, а другой
погибает. Лютер придерживался предопределения.
Выводы из сотереологии Лютера:
1. Человеческую природу невозможно изменить с помощью
социальных реформ или путём образования. Она должна быть преобразована
сверхъестественной работой Триединого Бога.
2. Никто не может предсказать кто испытает второе рождение
или рождение свыше и никто не может управлять этим процессом. В конечном счёте
это дело Бога. Даже обращение зависит от Его особого призвания.
3. Начало христианской жизни требует осознания и признания
человеком своей греховности. А так же решимость отказаться от эгоистического
образа жизни.
4. Спасительная вера требует наличия правильных взглядов
на природу Бога и на то, что Он совершил. Но правильных взглядов не достаточно.
Требуется так же активная преданость Христу.
5. Обращение одного человека может коренным образом
отличаться от обращения другого. Что важно, так это искреннее покаяние и вера.
6. Второе рождение не ощущается в момент, когда оно
происходит. Оно проявляется и доказывает своё существование тем, что производит
в человеке новую восприимчивость ко всему духовному. Новое направление жизни и
возрастающую способность повиноваться Богу.
Процесс спасения поделили на несколько пунктов:
1. Призвание
2. Обращение
3. Возрождение
4. Оправдание
5. Обновление
6. Прославление
Уязвимое место в богословии Лютера.
Он считал, что благодати Божьей можно сопротивляться на
любом этапе. Одарив человека возможностью сопротивляться благодати он поставил
процесс спасения в зависимость от человека.
9.
Кальвинизм
(5 пунктов)
1.Полная испорченность;
2.Безусловное избрание;
3.Ограниченное искупление;
4.Неодалимая благодать;
5.Неотступность святых.
10. Доводы
арминианства
Арминий делал акцент на том, что у Бога должна быть
справедливость, которая выражается в том, что Бог всем даёт шанс.
Акцент Арминия:
1. Бог желает, чтобы все люди спаслись (Иезекииль 33:11,
2-Петра 3:9, 1-Тим.2).
2. Все люди способны уверовать. Есть предваряющая
благодать, которая распространяется на всех.
3. В спасении людей роль играет предвидение.
4. Арминине выдвигали возражение против Кальвинистского
понимания, считая это учение фатальным.
Благовестнический, Свобода воли.
11. Сотериология
Вильяма Оккама.
Его учение назвали «Лезвие», так как он просто отрезал
вторую благодать у Фомы Аквинского. Вместо того, чтобы вернуть благодати
божественный статус он её вообще убрал из процесса спасения.
Для него благодать – это милостивая благосклонность
Божья.
12. Сотериология
Григория Паламы. Годы жизни. (принцип дикеосини)
13 век. Это человек, который повлиял на современную
теологию православной церкви. Он соединил всех Каппадакийских отцов.
Его основной принцип – это правосудие. Бог всегда
поступает по правде. Дикеосини.
Божественная хитрость занимает важное место в его
учении. Дьявол, прельстившись плотью Христа, поглотил Его в ад, но не смог Его
убить, так как под телом скрывался Бог. Тело Христа – приманка, на которую
клюнул дьявол.
Так как дьявол воплотился в змея, чтобы обмануть Адама
и Еву, то и Иисус воплотился в человека, чтобы перехитрить дьявола.
Нельзя было просто произвести насилие по отношению к
дьяволу. Бог всегда действует по правде. Он не просто отобрал, но сделал это по
правде.
13. Сотериология
Ульриха Цвингли.
Первородный грех – это болезнь, а не грех в собственном
смысле этого слова. Поэтому человек, будучи носителем в себе образа Божьего и
греховности не может быть осужден Богом за это состояние.
Путь к оправданию лежит через искупительный подвиг
Христа и находится полностью во власти божественного предопределения. Путь к
спасению лежит через веру, но вера должна актуализироваться в исправлении воли
и мысли человека. Вера обновляет человека, но не исцеляет до конца болезнь
греховности. Это исцеление должно совершится посредством самораскрытия богоподобной
природы человека. Ключом к этому лежит познание Бога умом и мыслью.
Познание Бога даётся через чтение Писания, которое
является посредником в передачи человеку божественной благодати.
Он был за то, чтобы крестить детей точно так же, как в
Ветхом Завете делали обрезание.
14. Сотериология
анабаптистов.
В начале они следовали за Цвингли, но потом стали
считать его аппозицией.
Они были против крещения младенцев и сотрудничества с
властями в делах веры.
Единственный источник веры – Писание.
Они считали, что каждый может истолковывать Писание по
своему.
Они считали, что человек не может быть спасён вопреки
его собственной воле. Другими словами необходимы добрые дела.
Отрицалась благодатная природа всех таинств. Хотя
считалось, что право отпускать грехи принадлежит общине.
15. Кто такие общие
и частные (партикулярные) баптисты?
Баптисты арминиане – это общие баптисты. Баптисты кальвинисты
– это частные или партикулярные баптисны.
16. Представители
школы Саумура. Их сотериология.
Школа Саумура. Плакеус и Амиральд.
Плакеус считал, что люди не считаются виновными в
Адаме, но они наследуют испорченную природу и это вменяется в вину.
17. Веслейское
арминианство (отличие с ранним арминианством).
Две главные разницы:
- Веслийское арминианство подчёркивает, что первородный
грех – это не просто болезнь, но реальный грех, который делает человека виновным
в очах Божьих. Но в то же время Весли утверждает, что этот первородный грех был
вычеркнут через жертву Христа во всех людях.
- Оно отрицает, что человек имеет возможность
сотрудничать с благодатью Бога и признаёт его полную моральную испорченность.
Но в то же время нет ни одного человека в таком состоянии неспособности из-за
универсального искупления.
18. Кто такие
перфекционисты и неперфекционисты. На каких местах Библии акцентируют внимание?
Перфекционисты – это обычно арминиане. Они считают, что
мы можем измениться и стать совершенными на этой земле. (Мф. 5:48)
Не перфекционисты – наоборот. (Рим.7:18-19)
19. Что такое
неооминизм и антиномианство?
Неономианизм.
В соответствии с этим взглядом Христос искупил всех
людей. Привёл в состоянии готовности ко спасению любого человека. Он выполнил
все условия завета дел и тем самым отменил старый закон. Он ввёл новый закон –
закон евангелия. И теперь требуется только вера и обращение.
Антиномианство.
Христос сделал всё, что должно было быть сделано. Он
взял не только нашу вину, но и нашу испорченность. Таким образом мы оправданы,
очищены, возрождены и севершенны в Нём.
Грехи не являлись действительными грехами, но просто
делами ветхого человека. Человек свободен от закона, совершен во Христе и так
же заявляет, что Христос не заслуживал спасения для человека, так как оно было
готово от вечности. Гнева Божьего против нас нет.
20. Сотериология
Карла Барта.
1886-1986.
Он считает, что не христиане просто ещё не знают то,
что знают христиане. Они не знают что уже спасены потому что им нужно
рассказать. В этом миссия церкви - оповестить.
- Бог искупил весь мир, примирил с собой весь мир
- Не христиане спасены, и не знают об этом.
Он придерживался супралапсарианства, но не до конца,
так как не принимал ограниченное спасение.