Итоговый экзамен по апологетике

Конспект:

Прочитать «Не просто плотник» и Тертулиан «Аполлогия»
Сергей Головин.


Апология – это защитная речь. Обычно предвзятая. Апологетика всегда была частью христианской проповеди начиная с апостолских времён.
В раннем христианстве было очень много апологетов.

Христиаская апологетика – это разумная защита христианской веры от нападок скептиков.

Лк.8:4-15
18 раз Иисус повторяет слова «кто имеет уши слышать, да слышит».
Апологетика берёт свои корни в вере в то, что почву можно подготавливать.

Для определения мировоззрения:
1.       Что представляет собой первичная реальность, т. е. реальность самой реальности?
2.       Какова природа внешней по отношению к нам реальности, т.е. того мира, который нас окружает?
3.       Что такое человек?
4.       Почему вообще возможно познание?
5.       Что происходит в момент смерти?
6.       Каким образом мы узнаем, что правильно и что неверно?
7.       В чем смысл человеческой истории?

Ответы:
1.       Бог бесконечен и личностен (триедин), трансцендентен и имманентен, всеведущ, благ и обладает  верховной властью.
Личность подразумевает самосознание и самоопределение.
2. Бог сотворил Вселенную из ничего   (ex nihilo), чтобы все в ней действовало в открытой системе по естественным законам.
3. Человек создан по образу Божьему и, следовательно, обладает личностной
 природой, собственной трансцендентностью, разумом, нравственностью, способностью к общению,  и творчеству.
4. Люди могут постигать окружающий их мир и Самого Бога,  поскольку Бог
дал им такую способность и поскольку Он деятельно с ними общается.
5. Для каждого человека смерть – это или врата в жизнь с Богом, и Его народом, или дорога к вечному отторжению от всего того, что одно только и может осуществить человеческие чаяния.
6. Нравственность имеет трансцендентную природу и основывается на характере Бога – благого существа (святого и любящего).
7. История представляет собой линейное развитие, исполненную смысла
последовательность событий, ведущих к исполнению Божьего замысла о человеке.

Специфика христианского мировоззрения в отличии от всех остальных религий:
1.       Что такое спасение?
Некоторые религии вообще не дают ответ на этот вопрос
2.       Что нужно спасать?
Душу
3.       От чего нужно спасать?

4.       Каким способом нужно спасать



Привлечь внимание
Задавать вопросы, которые подвергнут сомнению убеждения
Заинтересовать (показать выгоду или необходимость в этом)
Подвести к правильному выбору и предложить его



Что вы можем делать для развития благовестия?


Еда, зрелище – это то, что привлекает людей.
Попечение о плоти, зрелища и ориентация на успех.
Нужно ли? Если да, то почему, если нет, то почему, что делать, если этого не будет.

Что такое рождение свыше
Признаки рождения свыше
Минимальный набор знаний о себе и мире




Подход Иисуса к благовестию.
У каждого человека есть своё богатство, которое он должен оставить, чтобы войти в Царство Небесное.

1.       Искать водительство от Святого Духа для того, чтобы быть ответом для тех, кто жаждет.
2.       Мы должны научиться слушать людей.
3.       Нужно быть гибкими для того, чтобы менять свою программу.
4.       Мы должны находить отправную точку для того, чтобы понять с какого места нужно благовествовать.

Апологетика – это подготовка почвы для посева. Для этого нам нужно определить что с этой почвой не в порядке.
Три основные проблемы:
1.       Человек произошёл от обезьяны.
2.       Библия искажена
3.       Если Бог такой хороший, то почему мне так плохо?


Нужно говорить человеку столько, сколько он способен вместить.
То, сколько способен вместить человек и что он хочет услышат очень отличается от того, что хочет сказать благовествующий.

Нужно быть слушателями.

Благовестие – это умение слушать.



Норман Геслер:
«Апологетика – дисциплина, связанная с рациональной защитой христианской веры».

Определение апологетики Головина:
«Совокупность теоретических знаний и практических навыков логического обоснования и эффективной передачи христианских убеждений».

Христианское убеждение.
Как и первые христиане мы живём в эпоху плюрализма (уважение к чужим убеждениям практически стало означать: мы уважаем ваши заблуждения, а вы уважайте наши)

Первостепенная задача апологетики – открыть истину, явленную в Иисусе Христе.

8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;
9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
12 потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
(1Пет.3:8-16)




- единомыслие
- сострадательность
- братолюбие
- милосердие
- дружелюбие
- смиренномудрие
- не воздавать злом за зло или ругательством за ругательство
- удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей
- уклоняться от зла и делать добро
- благословлять
- искать мира и стремись к нему
- быть ревнителями доброго
- страдать за правду
- Господа Бога святить в сердце
- быть всегда готовым всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением
- иметь добрую совесть


Христианские ценности и мировоззрение не возможно до конца понять, но возможно принять.

Принципы на которых строится христианская апологетика:
1.       Праведная цель
2.       Праведные мотивы
3.       Праведные отношения
4.       Праведные ценности

Проявления:
1.       Утверждение истины
2.       Спасение заблудших
3.       Личный пример
4.       Нелицеприятие

Отношение:
1.       Абсолютная честность
2.       Абсолютное бескорыстие
3.       Абсолютная чистота
4.       Абсолютная любовь


Типы Христианской апологетики.
Классическая апологетика.
Оперирует доказательствами существования Бога и историческими свидетельствами, подтверждающими истинность христианства.

Доказателства Фомы Аквинского:
1.       Движение. Всё движещуеся когда- то было приведено в движение чем-то одним, что было приведено в действие другим. Нужно найти первоначальный двигатель, котому никто не давал толчёк.
2.       Производящее причина (космологический аргумент). Причина не движения, а причина производящее что-либо. Всё откуда-то произошло. Значит должен быть кто-то в начале.
3.       Доказательство через необходимость. Всё вещи находятся в зависимости друг от друга. Первопричина должна быть независимой, самодостаточной первопричины.
4.       Антологическая (доказательство от степени бытия). Люди говорят о различной степени совершенства. Это значит, что существует самое лучшее.
5.       Целевая причина. У всего есть цель. Всё куда-то направляется. В мире наблюдается целесообразнать деятельности. Значит есть существо, которое полагает цель для всего.

Кант опроверг эти доказательства, но дал шестое доказательство Бога:
Категорический императив.
Если ты что-то делаешь подумай: если все будут поступать как ты, это будет благо или нет?
Закон внутренней совести и общих правил – это и есть доказательство Бога, который и заложил это внутрь.


Отличительной чертой систематической апологетики является то, что мы выдаём то, в чём конкретно нуждаются люди, с которыми мы говорим.
Систематическая апологетика – это во-первых игра на чужом поле, во-вторых – это искусство наводить мосты, в-третьих – это искусство разрушать твердыни.
Есть 4 шага:
1.       Определить область нахождения твердынь
2.       Определение методов разрушения твердынь. Может оказаться, что мы в этой области никогда не бывали и придётся всё изучать с нуля.
3.       Выделение истинных положений в представлении апонента (найти «Невидимого Бога»). Найти что-то общее с чего можно начать.
4.        Освобождение и очищение мировоззрения апонента от ложных убеждений от ложных идей, его же собственных ложных представлений.

Твердыни могут быть:
1.       Информационные (уверенность в истине дарвинизма)
2.       Екзистенциональное
3.       Практическое

Наш собеседник изначально занимает оборонительную позицию.

Различают 2 основных типа логики:
- Детуктивная (от общего к частному)
- Индуктивная (от частного к общему)





По работе:
1.       Написать какой подход выбрал
2.       Личная ориентация
3.       С кем именно я имею дело (я имею дело с человеком, который существование духовного мира представляет так:…; Он думает, что он знает из следующих источников:…(или он не знает откуда он знает); что такое хорошо и что такое плохо; что такое красиво и что такое не красиво; Кем он себя считает; Какие его самые не правильные взгляды (что больше всего нужно исправить); Какие правильные взгляды;
4.       Точка опоры. Какие правильные взгляды для исправления неправильных взглядов.
5.       Аргументация (Критический анализ мировоззрения на непоследовательность и внутренние противоречия). Какой опыт у него, кто его авторитет (предложить замену авторитета), посмотреть чем его можно убедить.
6.       Культурное влияние: обращение к нуждам и аппеляция к произведениям науки, кино и т.п.
7.       Коллективный отсроченный подход. Как мы можем приготовлять почву.



 Слайды:

Скоро будут:)))