Учение о спасении. Промежуточный

1.       Патристика
Патристика – это термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей с 1 по 7 век, то есть отцы церкви.
1 век – мужи апостольские. Те, кто является апостолами и примыкает к ним.
2 век – апологеты. Защищающие отцы. Некоторые из них пытались совместить христианство с философией. Так же был спор с гностиками. Сюда входят: Юстин, Афинагор, Тациан, Тертуллиан.
3 век – Афонасий, Климент, Ориген
4-5 век – 3 каппадакийца (Василий Великий, Григорий Назианзин, и Григорий Нисский).
4-5 век – Блаженный Августин, Амвросий Медиоланский. 
6 век – Боэций, Иоанн Домаскин.

2.       Апокатастасис
Вид универсализма. С греческого переводится как «восстановление». Это богословское понятие, используещееся в значении восстановления и в значении восстановления всего, когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении. Этого придерживался Ориген. Сформулировал это учение Климент, который был учителем Оригена. Это учение о том, что наказание грешников не будет вечно.

3.       Аннигиляционизм
В противовес апокатастасису аннигиляционизм. Означает уничтожение. Мнение о том, что все те, кто не попадает в рай просто исчезают в небытие.

4.       Универсализм
Универсализм – все спасутся. Бог в конце концов спасёт всех.

5.       Пелагианство
Пелагианство – говорит о том, что человек не испорчен и своими правильными поступками он может получить спасение. Вины человека нет.  

6.       Семипелагианство
Полупелагианство (семипелагианство) – было осуждено в 6 веке. Учение о том, что человек может сам делать выбор и может спастись сам, но помощь благодати так же немного нужна.

7.       Синергизм
Синергизм – взаимодействие человека и Бога для получения спасения.

8.       Монергизм
Монергизм – учение о том, что в спасении участвует только Бог.

9.       Арминианство
Арминианство – Учение о том, что человек испорчен, но не на столько чтобы не выбрать Бога. Вина человека вменяется.

10.  Кальвинизм
Кальвинизм – Человек полностью испорчен на столько, что не может сам выбрать Бога. Вина человека вменяется.

11.  Супралапсарианство
Супралапсарианство – «до грехопадения» Бог предопределил уже всё.

12.  Инфралапсарианство
Инфралапсарианство, Сублапсарианство. Бог предопределил после грехопадения.

13.  Амиральдилизм
Амиральдианизм – Моисей Амиральд. Это те, кто придерживаются 4 пункта кальвинизма кроме третьего: 1.Полная испорченность; 2.Безусловное избрание; 3.Ограниченное искупление; 4.Неодалимая благодать; 5.Неотступность святых.

14.  Натурализм
Натурализм  – это учение о том что души не существует.

15.  Монизм
Монизм – есть только тело.

16.  Обожение
Обожение (обожествление) – Иисус стал человеком, чтобы мы имели божественность.

17.  Метемпсихоз
Метемпсихоз – это переселение душ.

18.  Рекапитуляция
Рекапитуляция – Сведение различных элементов к единству путём подчинения их общему началу. Второе значение – восстановление чего-либо в первоначальное состояние или вид.

19.  Апологеты (определение, задачи, аргументы, направления апологетики)
В узком смысле слова апологеты – это отцы слова отстаивающие христианство перед имперской властью.
В широком смысле – это христиаские авторы 3-5 веков, боровшихся против язычества.
Апологетика – первый жанр патристики.
В задачу апологетов входило:
1.       Отвести обвинения от христиан
2.       Добиться терпимого отношения к христианству со стороны государства
3.       Сопоставление греческой философии с христианской мыслью. Доказать истинность христианства.

Апологеты отводили обвинения от христианства и доказывали нелепость языческих мифов.

Аргументы в пользу истинности христанства:
1.       Высокая нравственность христиан
2.       Предсказания из Ветхого Завета пророков о Христе
3.       Внутреннее единство между Ветхим и Новым Заветом. То есть христианство древнее язычества, так как Моисей жил до появления греческой философии
4.       Чудеса Иисуса Христа были от Бога и они противоположны чудесам магов, которые действуют от дьявола

Помимо антиязыческого направления апологетики была антииудейская и антигностическая.

20.  О чём проповедовал Новациан?
Придерживался того, что спасается только тот, кто ни разу не предал Христа.


21.  Кто придерживался предсуществования душ?
Климент Александрийский

22.  Сотереология Афонасия. Годы жизни
Жил примерно в 295 или 298 годах до 373.
Главный противник арианства.
Он много говорил о теме обожения. По его мнению самой главной задачей Христа было сделать нас как Бог.
Обожение – учение о становлении человека Богом.
Самое знаменитое выражение Афонасия: “Сам Бог вочеловечился, чтобы мы обожились”.
Обожение - Непрестанное действие, учсремление человека к Богу, нравственное уподобление Ему. По мере обожения человеку даются дары Святого Духа, происходит преображение его природы. Свойства Адама до грехопадения даются верующему человеку.

Афонасий понимает под обожением:
1.     Усыновление детей Богом через Иисуса Христа. Мы становимся детьми и становясь детьми мы становимся богами.
2.     Вознесение человеческой природы на небо, вознесение человека в небесное царство, обратение бессмертия, свойственного Богу.
3.     Преобщение к Святому Духу. В ком пребывает Дух, становятся подобными Богу.

23.  Сотереология Григория Нисского. Годы жизни
331-395 года.
Он считал, что Мария родила Иисуса без боли. Он проводит аналогию между Евой и Марией. Мария стала второй Евой. Первая отверзла дверь греху, вторая праведности.
В основе учения о спасении лежат слова: «Подобное исцеляется подобным»

Спасение.
1.     Исцеление и очищение. Непослушание людей исцеляет Своим послушанием
2.     Оживотворение и победа над тлением и смертью
3.     Обожение.
4.     Искупление. Люди сами продали себя в рабство, а следовательно не могли сами себя выкупить.
5.     Умилостивительная жертва. Иисус умер за грехи людей и через это задобрил Бога.

Адам и Христос составляют два крайних члена организма. Как начало смерти пришло через одного ко всем, так же и воскресение.


24.  Сотереология Григория Назианзина. Годы жизни
330- 389 года.
Он говорит об обожении. Этот термин он использует очень часто.
Обожение для христианина происходит через церковь и через таинства. В церкви человек призван похоронит себя со Христом и с Ним совоскреснуть, Христу сонаследовать, стать сыном Божьим и называться богом.
Крещение и причастие. В крещении человек возрождается и воссоздаётся благодаря обожению Святого Духа. Через крещение Бог делает нас богом, храмом и совершенными. Крещение очищает от первородного греха, а причастие делает причастным искупительному подвигу Христа.
Спасение человека происходит благодаря Духу Святому, через крещение и евхаристию.
Путь к обожению совершается через любовь человека к Богу. Вершиной этой любви является единение человека с Богом.
Обожению человека способствует аскетический образ жизни. Каждый человек должен быть в какой-то мере аскетом.
Искренне идущая из сердца молитва. Восходя через молитву к Богу человек обретает определённый опыт богопознания.


25.  Спасение у Оригена. В каком веке жил Ориген?
Ориген придерживался Апокатостасиса. Апокатастасис – вид универсализма. С греческого переводится как «восстановление». Это богословское понятие, используещееся в значении восстановления и в значении восстановления всего, когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении. Этого придерживался Ориген. Сформулировал это учение Климент, который был учителем Оригена. Это учение о том, что наказание грешников не будет вечно.

26.  О чем писал Афинагор Афинянин?
Метемпсихоз – это переселение душ.
У Афинагора есть книга «О воскресении мёртвых».  О том, что тело спасется.

27.  На учение какого теолога было очень похоже арминианство?
Иоанн Златоуст

28.  Понимание спасения у Пелагия. В каком веке жил Пелагий?
360 г. — после 431
Адам был сотворен Богом, был сотворен нейтральным, не святым не греховным, он мог не грешить и мог жить во грехе. Его грех погубил только себя. Если грех есть то это плохое образование. Человек не испорчен и своими правильными поступками он может получить спасение. Вины человека нет.

29.  Сотереология Амвросия Медиаланского. Годы жизни


30.  О чем Амвросий написал книгу?


31.  В чем заключался грех по мнению Августина?
Корень греха – подмена любви к Богу любовью к себе.

32.  Спасение у Августина. Годы жизни
354-430

33.  Какую сотереологическую книгу написал Ириней? Годы жизни
Годы жизни 130-120
«Против ересей» в основном направлена против гностиков

34.  Что он говорит о дереве познания добра и зла?
Дерево познания добра и зла у Иренея, это послушание или не послушание. Бог запретил есть плод, но Адам и Ева не были готовы, им нужно было быть готовыми что бы познать добро и зло. Другими словами он ел молоко, и не должен был есть плод. Он бы ел, но ел не вовремя. Дерево познания было хорошо для употребления своевременно.

35.  Какую параллель проводит Ириней, говоря о древе?
Дерево познания добра и зла у Иренея, это послушание или не послушание.

36.  Что есть духовная смерть по Иринею?
Духовная смерть – это результат разлучения человека и Духа Божьего.

37.  В чем выразилось милосердие Божие по отношению к Адаму?
Милосердие Божье проявилось не тем, что проклял человека, а вместо этого проклял землю.

38.  В чем выразилось милосердие Божие через смерть Адама?
Телесная смерть – отделение духа человека от тела. Физическая смерть – это благость Божья к человеку потому что благодаря этому грех перестаёт существовать.

39.  Спасение у Иоанна Златоуста (2)
Сотереология.
1.     Иисус пришёл в качестве дидактического образца. Он пришёл, чтобы показать пример и люди могли подражать Ему как образцу. Следуя этому примеру человек спасётся.
2.     Восстановление и прославление человеческой природы.

40.  Чей грех больше по словам Златоуста и почему?
Грех Каина был больше греха Адама, потому что наказание за этот грех было больше. Енох же благодаря совершенной благодетели смог загладить грех Адама. Закон совести помогает жить добродетельно. Иоанн так же полагал, что люди могут быть сосудами гнева и сосудами милосердия не потому, что они были созданы такими, а по причине собственного изволения. Он различал грех Адама и обычный грех преступления заповедей.

41.  Что по словам Златоуста ведёт войну с грехом?
В человеке есть закон ума или совести, который ведёт борьбу с грехом. Эту войну может прекратить только благодать Святого Духа.

42.  Откуда проистекает начало порочности?
Адам согрешив написал долговую расписку, которая положила начало долгу, а мы увеличили заём последующими грехами. Через Адама вошла смерть и все стали смертными, потому что стали грешниками. Когда Адам согрешил, его тело стало не только грешным, но и страстным, в нём обнаружилось множество природных недостатков и оно стало подобным упрямому коню. Когда тело человека стало смертным, оно приняло страсти. И теперь нужно приложить очень много стараний, чтобы это преодолеть. Сами по себе эти страсти не есть грех, но они становятся ими от необузданной неумеренности в них.


43.  Что Иоанн Златоуст говорит об избытке благодати?
Христос явил людям избыток благодати. Человек получил избыток благодати, то есть гораздо больше, чем то, сколько нужно для освобождения от греха.