Теологию можно поделить на
несколько периодов.
Патристика – это термин,
обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических
доктрин христианских мыслителей с 1 по 7 век, то есть отцы церкви.
1 век – мужи апостольские. Те,
кто является апостолами и примыкает к ним.
2 век – апологеты. Защищающие
отцы. Некоторые из них пытались совместить христианство с философией. Так же
был спор с гностиками. Сюда входят: Юстин, Афинагор, Тациан, Тертуллиан.
3 век – Афонасий, Климент,
Ориген
4-5 век – 3 каппадакийца
(Василий Великий, Григорий Назианзин, и Григорий Нисский).
4-5 век – Блаженный Августин,
Амвросий Медиоланский.
6 век – Боэций, Иоанн
Домаскин.
Термины, связанные со
спасением.
Универсализм – все спасутся.
Бог в конце концов спасёт всех.
Апокатастасис – вид
универсализма. С греческого переводится как «восстановление». Это богословское
понятие, используещееся в значении восстановления и в значении восстановления
всего, когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении. Этого
придерживался Ориген. Сформулировал это учение Климент, который был учителем
Оригена. Это учение о том, что наказание грешников не будет вечно.
В противовес апокатастасису аннигиляционизм. Означает
уничтожение. Мнение о том, что все те, кто не попадает в рай просто исчезают в
небытие.
Детерминизм. Доктрина о
всеобщей причинности. Так называют учение о том, что все происходящие в мире
события включая ход человеческой жизни определены кем-то или чем-то.
Космологичейкий детерминизм.
Определены явлениями природы.
Антропологическо-этический
детерминизм. Определено человеком.
Теологический детерминизм.
Определено Богом.
Неправилное понятие
детерминизма приводит к фатализму, где всё зависит от случая.
Индетерминизм.
Противоположность детерминизма. Всё происходит без определения.
Теодицея – Оправдание Богом не
смотря на наличие зла в мире. Общее обозначение религиозно-философских доктрин
стремящихся согласовать идею благого Бога и грешного мира.
Монергизм и синергизм.
Монергизм – учение о том, что в спасении участвует только Бог. Синергизм –
взаимодействие человека и Бога для получения спасения.
Пелагианство – говорит о том,
что человек не испорчен и своими правильными поступками он может получить
спасение. Вины человека нет.
Арминианство – Учение о том,
что человек испорчен, но не на столько чтобы не выбрать Бога. Вина человека
вменяется.
Кальвинизм – Человек полностью
испорчен на столько, что не может сам выбрать Бога. Вина человека вменяется.
Направления в кальвинизме:
Лабсария – падение
Супра – до
Инфра - после
- Супралапсарианство – «до
грехопадения» Бог предопределил уже всё.
- Инфралапсарианство,
Сублапсарианство. Бог предопределил после грехопадения.
- Амиральдианизм – Моисей
Амиральд. Это те, кто придерживаются 4 пункта кальвинизма кроме третьего: 1.Полная
испорченность; 2.Безусловное избрание; 3.Ограниченное искупление; 4.Неодалимая
благодать; 5.Неотступность святых.
Суд язычников:
1. По
общему откровению
2. По
поведению
3. По
совести
4. По
мыслям
Афинагор Афинянин (2 век).
Метемпсихоз – это переселение
душ.
У Афинагора есть книга «О
воскресении мёртвых».
Климент Александрийский (2
век).
Его ученик – Ориген.
Он придерживался идеи о том,
что
Ориген разработал учение о
трёх смыслах Библии:
- Буквальный.
- Моральный.
- Философский.
Он допускал, что Адам был
первым падшим духом. История о первородном грехе – аллегория.
Роль Христа было больше
педагогической, чем искупительной.
Полупелагианство
(семипелагианство) – было осуждено в 6 веке. Учение о том, что человек может
сам делать выбор и может спастись сам, но помощь благодати так же немного
нужна.
Ириней (130-200 года).
Один из первых, кто стал
говорить о спасении и сделал акцент на Христе. Он выступал против гностиков. Он
говорил, что спасает Триединый Бог. Отец спасает через Иисуса и через Духа
Святого. После грехопадения человек становится несовершенным и душевным.
Духовная смерть – это результат
разлучения человека и Духа Божьего. Телесная смерть – отделение духа человека
от тела. Физическая смерть – это благость Божья к человеку потому что благодаря
этому грех перестаёт существовать.
Обожение (обожествление) –
Иисус стал человеком, чтобы мы имели божественность.
Рекапитуляция – Сведение
различных элементов к единству путём подчинения их общему началу. Второе
значение – восстановление чего-либо в первоначальное состояние или вид.
Его книга «Против ересей»
хорошо описывает сотериологию.
Дело спасение – это участие
самого человека. Человек спасается не только блгадатью, но и чистотой жизни.
Богосқновство и богоподобие будет уделом не
только Иисуса, но и всех последователей.
Три заблуждения:
1.
Можно
спастись благодаря корням (Евреи)
2.
Можно
спастись через знание закона
Апологеты.
В узком смысле слова апологеты – это отцы
слова отстаивающие христианство перед имперской властью.
В широком смысле – это христиаские авторы 3-5
веков, боровшихся против язычества.
Апологетика – первый жанр патристики.
В задачу апологетов входило:
1.
Отвести
обвинения от христиан
2.
Добиться
терпимого отношения к христианству со стороны государства
3.
Сопоставление
греческой философии с христианской мыслью. Доказать истинность христианства.
Апологеты отводили обвинения от христианства и
доказывали нелепость языческих мифов.
Аргументы в пользу истинности христанства:
1.
Высокая
нравственность христиан
2.
Предсказания
из Ветхого Завета пророков о Христе
3.
Внутреннее
единство между Ветхим и Новым Заветом. То есть христианство древнее язычества,
так как Моисей жил до появления греческой философии
4.
Чудеса
Иисуса Христа были от Бога и они противоположны чудесам магов, которые
действуют от дьявола
Помимо антиязыческого направления апологетики
была антииудейская и антигностическая.
Афонасий
Жил примерно в 295 или 298 годах до 373.
Главный противник арианства.
Он много говорил о теме обожения. По его
мнению самой главной задачей Христа было сделать нас как Бог.
Обожение – учение о становлении человека
Богом.
Самое знаменитое выражение Афонасия: “Сам Бог
вочеловечился, чтобы мы обожились”.
Обожение - Непрестанное действие, учсремление
человека к Богу, нравственное уподобление Ему. По мере обожения человеку даются
дары Святого Духа, происходит преображение его природы. Свойства Адама до
грехопадения даются верующему человеку.
Афонасий понимает под обожением:
1.
Усыновление
детей Богом через Иисуса Христа. Мы становимся детьми и становясь детьми мы
становимся богами.
2.
Вознесение
человеческой природы на небо, вознесение человека в небесное царство, обратение
бессмертия, свойственного Богу.
3.
Преобщение
к Святому Духу. В ком пребывает Дух, становятся подобными Богу.
Григорий Нисский.
331-395 года.
Он считал, что Мария родила
Иисуса без боли. Он проводит аналогию между Евой и Марией. Мария стала второй
Евой. Первая отверзла дверь греху, вторая праведности.
В основе учения о спасении
лежат слова: «Подобное исцеляется подобным»
Спасение.
1. Исцеление
и очищение. Непослушание людей исцеляет Своим послушанием
2. Оживотворение
и победа над тлением и смертью
3. Обожение.
4. Искупление.
Люди сами продали себя в рабство, а следовательно не могли сами себя выкупить.
5. Умилостивительная
жертва. Иисус умер за грехи людей и через это задобрил Бога.
Адам и Христос составляют два
крайних члена организма. Как начало смерти пришло через одного ко всем, так же
и воскресение.
Д.з. Всё последнее
Новоциан.
Придерживался того, что спасается только тот,
кто ни разу не предал Христа.