Учение о спасении

Теологию можно поделить на несколько периодов.
Патристика – это термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей с 1 по 7 век, то есть отцы церкви.
1 век – мужи апостольские. Те, кто является апостолами и примыкает к ним.
2 век – апологеты. Защищающие отцы. Некоторые из них пытались совместить христианство с философией. Так же был спор с гностиками. Сюда входят: Юстин, Афинагор, Тациан, Тертуллиан.
3 век – Афонасий, Климент, Ориген
4-5 век – 3 каппадакийца (Василий Великий, Григорий Назианзин, и Григорий Нисский).
4-5 век – Блаженный Августин, Амвросий Медиоланский. 
6 век – Боэций, Иоанн Домаскин.

Термины, связанные со спасением.
Универсализм – все спасутся. Бог в конце концов спасёт всех.
Апокатастасис – вид универсализма. С греческого переводится как «восстановление». Это богословское понятие, используещееся в значении восстановления и в значении восстановления всего, когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении. Этого придерживался Ориген. Сформулировал это учение Климент, который был учителем Оригена. Это учение о том, что наказание грешников не будет вечно.
В противовес апокатастасису аннигиляционизм. Означает уничтожение. Мнение о том, что все те, кто не попадает в рай просто исчезают в небытие.
Детерминизм. Доктрина о всеобщей причинности. Так называют учение о том, что все происходящие в мире события включая ход человеческой жизни определены кем-то или чем-то.
Космологичейкий детерминизм. Определены явлениями природы.
Антропологическо-этический детерминизм. Определено человеком.
Теологический детерминизм. Определено Богом.
Неправилное понятие детерминизма приводит к фатализму, где всё зависит от случая.
Индетерминизм. Противоположность детерминизма. Всё происходит без определения.
Теодицея – Оправдание Богом не смотря на наличие зла в мире. Общее обозначение религиозно-философских доктрин стремящихся согласовать идею благого Бога и грешного мира.
Монергизм и синергизм. Монергизм – учение о том, что в спасении участвует только Бог. Синергизм – взаимодействие человека и Бога для получения спасения.
Пелагианство – говорит о том, что человек не испорчен и своими правильными поступками он может получить спасение. Вины человека нет.  
Арминианство – Учение о том, что человек испорчен, но не на столько чтобы не выбрать Бога. Вина человека вменяется.
Кальвинизм – Человек полностью испорчен на столько, что не может сам выбрать Бога. Вина человека вменяется.

Направления в кальвинизме:
Лабсария – падение
Супра – до
Инфра - после
- Супралапсарианство – «до грехопадения» Бог предопределил уже всё.
- Инфралапсарианство, Сублапсарианство. Бог предопределил после грехопадения.
- Амиральдианизм – Моисей Амиральд. Это те, кто придерживаются 4 пункта кальвинизма кроме третьего: 1.Полная испорченность; 2.Безусловное избрание; 3.Ограниченное искупление; 4.Неодалимая благодать; 5.Неотступность святых.

Суд язычников:
1.       По общему откровению
2.       По поведению
3.       По совести
4.       По мыслям

Афинагор Афинянин (2 век).
Метемпсихоз – это переселение душ.
У Афинагора есть книга «О воскресении мёртвых».

Климент Александрийский (2 век).
Его ученик – Ориген.
Он придерживался идеи о том, что
Ориген разработал учение о трёх смыслах Библии:
- Буквальный.
- Моральный.
- Философский.
Он допускал, что Адам был первым падшим духом. История о первородном грехе – аллегория.
Роль Христа было больше педагогической, чем искупительной.







Полупелагианство (семипелагианство) – было осуждено в 6 веке. Учение о том, что человек может сам делать выбор и может спастись сам, но помощь благодати так же немного нужна.


Ириней (130-200 года).
Один из первых, кто стал говорить о спасении и сделал акцент на Христе. Он выступал против гностиков. Он говорил, что спасает Триединый Бог. Отец спасает через Иисуса и через Духа Святого. После грехопадения человек становится несовершенным и душевным.
Духовная смерть – это результат разлучения человека и Духа Божьего. Телесная смерть – отделение духа человека от тела. Физическая смерть – это благость Божья к человеку потому что благодаря этому грех перестаёт существовать.
Обожение (обожествление) – Иисус стал человеком, чтобы мы имели божественность.
Рекапитуляция – Сведение различных элементов к единству путём подчинения их общему началу. Второе значение – восстановление чего-либо в первоначальное состояние или вид.
Его книга «Против ересей» хорошо описывает сотериологию.
Дело спасение – это участие самого человека. Человек спасается не только блгадатью, но и чистотой жизни.
Богосқновство и богоподобие будет уделом не только Иисуса, но и всех последователей.



Три заблуждения:
1.       Можно спастись благодаря корням (Евреи)
2.       Можно спастись через знание закона


Апологеты.
В узком смысле слова апологеты – это отцы слова отстаивающие христианство перед имперской властью.
В широком смысле – это христиаские авторы 3-5 веков, боровшихся против язычества.
Апологетика – первый жанр патристики.
В задачу апологетов входило:
1.       Отвести обвинения от христиан
2.       Добиться терпимого отношения к христианству со стороны государства
3.       Сопоставление греческой философии с христианской мыслью. Доказать истинность христианства.

Апологеты отводили обвинения от христианства и доказывали нелепость языческих мифов.

Аргументы в пользу истинности христанства:
1.       Высокая нравственность христиан
2.       Предсказания из Ветхого Завета пророков о Христе
3.       Внутреннее единство между Ветхим и Новым Заветом. То есть христианство древнее язычества, так как Моисей жил до появления греческой философии
4.       Чудеса Иисуса Христа были от Бога и они противоположны чудесам магов, которые действуют от дьявола

Помимо антиязыческого направления апологетики была антииудейская и антигностическая.


Афонасий
Жил примерно в 295 или 298 годах до 373.
Главный противник арианства.
Он много говорил о теме обожения. По его мнению самой главной задачей Христа было сделать нас как Бог.
Обожение – учение о становлении человека Богом.
Самое знаменитое выражение Афонасия: “Сам Бог вочеловечился, чтобы мы обожились”.
Обожение - Непрестанное действие, учсремление человека к Богу, нравственное уподобление Ему. По мере обожения человеку даются дары Святого Духа, происходит преображение его природы. Свойства Адама до грехопадения даются верующему человеку.

Афонасий понимает под обожением:
1.       Усыновление детей Богом через Иисуса Христа. Мы становимся детьми и становясь детьми мы становимся богами.
2.       Вознесение человеческой природы на небо, вознесение человека в небесное царство, обратение бессмертия, свойственного Богу.
3.       Преобщение к Святому Духу. В ком пребывает Дух, становятся подобными Богу.

Григорий Нисский.
331-395 года.
Он считал, что Мария родила Иисуса без боли. Он проводит аналогию между Евой и Марией. Мария стала второй Евой. Первая отверзла дверь греху, вторая праведности.
В основе учения о спасении лежат слова: «Подобное исцеляется подобным»

Спасение.
1.       Исцеление и очищение. Непослушание людей исцеляет Своим послушанием
2.       Оживотворение и победа над тлением и смертью
3.       Обожение.
4.       Искупление. Люди сами продали себя в рабство, а следовательно не могли сами себя выкупить.
5.       Умилостивительная жертва. Иисус умер за грехи людей и через это задобрил Бога.

Адам и Христос составляют два крайних члена организма. Как начало смерти пришло через одного ко всем, так же и воскресение.

Д.з. Всё последнее



Новоциан.
Придерживался того, что спасается только тот, кто ни разу не предал Христа.