Предпосылки
реформации:
Политические,
экономические, социальные, духовные (или религиозные), личностные
Национальные
государства или национальное самосознание.
Деньги.
- Лютеране.
Очень твёрдо основалась в Германии и Скандинавии.
-
Кальвинисты. Укрепились в Швейцарии, Шотландии, Голландии, Венгрии
-
Англиканская церковь. В Англии
-
Анабаптисты. Север Германии, Швейцария и Голландия.
Несколько
общего у них:
- Спасение
по вере
- Слово
Божье непревзойдённо и непогрешимо
- Все
верующие являются священниками
- Свои
учения касаемо различных аспектов
Вклад
реформации:
- Спасение
по вере. Религиозный индивидуализм был возрожден, который помогал понимать
человеку, что каждый человек имеет
непосредственный доступ к Богу.
-
Священство всех Христиан. Это наносило удар по иерархии церкви.
- Авторитет
Слова. Перевод Библии на родные языки и поялвение возможности лично
интерпритировать Писание.
- Появление
всеобщего начального образования. Оно давалось с основной целью – научить людей
читать, чтобы могли читать Писание.
- Духовное
равенство. Появился демократический принцип.
- Развитие
экономики и промышленности.
Почему
протестантизм не охватил всю Европу:
-
Католическая церковь не собиралась сидеть сложа руки и возникла контр
реформация.
- Появилась
организация «Часовня Божьей любви». Состояла из церковных деятелей и знати,
пропагандировала углублённую духовную жизнь через духовные упражнения.
- Создание
новых орденов. Орден Тиатинцев – люди этого ордена проповедовали и вели
общественные служения. Орден Капуцинов – они были выходцами из простых людей,
которые простым языком вели проповеди среди простого народа. Орден Урсулинок –
Они были женщинами, которые занимались заботой о больных людях.
- Изменился
образ Римских Пап. Новые Папы были теми, кто вели активную борьбу против
протестантов, вели бедный и благотворительный образ жизни.
-
Католические миссии. В то время, как протестанты создавали учение, католики
занимались миссией.
- Издательство.
Протестанты использовали станки для того, чтобы печатать Библию и свои труду.
Так же поступали и католики. В том числе они выпускали индексы – списки книг,
которые нельзя читать верующим. Они упразднились только в 1966 году.
- 30 летняя
война в Европе.
Северная
Америка.
- Англиканская
церковь. В 1607 году Роберт Хант капелан, провел вечерю.
- Пуритане.
В 1620 году около 100 переселенцев пиллигримов высадились в Плимуте. Позже
церковь стала государственной. Они стали вести служение среди индейцев. Пастор
Эллиот организовал группы из индейцев и перевёл Библию на их яязык.
- Баптисты.
Роджер Вильямс был англиканским священником, но считал, что эта церковь
недостаточно очистилась. Он переехал в Плимут. Отчаявшись он убежал в лес, где
его нашли индейцы, у которых он купил землю на которой построил город, где и
основал церковь. Возникло 2 группы – общие и частные баптисты. Общие –
арминиане, частные – кальвинисты.
-
Католичество. Было представлено в Канаде и в Луизеане, так как большинство
католиков были богатыми людьми, занимающимися выращиванием табака.
-
Пресвитериане. Были представлены около 200 000 переселенцами из Шотландии,
которые в 1750 году прибыли в Америку и Франсис Мейкман считается отцом
пресвитерианской церкви в Америке. В 1756 году Франсис основал Пристветерию в
Филадельфии. В 1759 синод принял Вестминстерское исповедание веры.
-
Методисты. Многие люди стояли в истории зарождения методизма в Америке. Такие
как Р.Стробридж, Ф.Эмбери, Дж.Пилмор, Френсис Асбери, который стал первый
епископом методистской церкви в Америке. Они обязателно строили церкви,
старались, чтобы у них было гражданское самоуправление. Эти люди особое
внимание уделяли образование. В их программе на первом месте стояло изучение
Библии, а на втором классические науки.
Методисты
открыли Гарвард.
Пуритане
открыли Йелс.
Принстонский
Университет
Колумбийский
Брамский
Великие
пробуждения.
У
переселенцев было очень большое желание познания Бога.
Первое
великое пробуждение
Джонатан
Эдвардс (1703-1758).
- Служитель
- Кальвинист
- Проповедь
читал с листка
- Скучные
проповеди
- В
1734-1740 года он идёт миссионером к индейцам
Джон
Уайтфилд
- Подхватил
волну
- Известный
проповедник в Европе приехавший в Америку
Большинство
деятелей из других деноминаций обвинял, что они нарушают благочестие в
богослужениях.
Итоги
первого пробуждения:
- от 30000
до 40000 новообращённых людей
- около 150
новых церквей
- общий
моральный облик людей улучшился
- стала
вестись посланническая работа
- стали
проводиться гуманитарные служения
- стали появляться
дома для детей сирот
- произошло
разделение в церквях на тех, кто поддерживал это пробуждение и тех, кто не
поддерживал
Второе
великое пробуждение
Конец 18-го
века.
Оно не
отличалось особыми «всплесками эмоций». Оно скорее было вызвано необходимостью
благочестивой жизни христиан.
Итоги
второго пробуждения:
- Создаётся
Американское Библейское Общество (1816 год)
- Произошёл
разрыв между этническим происхождением и принадлежностью к определенной церкви
- Отмена
рабства. В 1818 году генеральная ассамблея пресвитериан заявила о том, что
рабство противоречит Божьему закону.
- В 1861
году прошла гражданская война.
- Стали
образовываться «Чёрные деноминации»
В 19 веке в
США зародились несколько движений, которые сильно отличались от традиционных
церквей.
Мормоны
Основатель
Джозеф Смит. О нём пишут, что особым рвением в учёбе и дальнейшем труде он не
отличался. Он увлекался тем, что искал якобы зарытые клады. Однажды ангел
Мормоний указал ему на клад с золотыми свитками, где были записаны слова на
египетском. Под действием ангела Джозеф мог читать и трактовать то, что
написано.
В 1830 году
вышла книга «Мормония».
Смит
выдвинул свою кандидатуру в президенты.
Это
движение подхватил Бригем Янг, который переименовал это движение в «Церковь
святых Иисуса Христа последних дней».
Свидетели Иеговы
У истоков
этого движения стоял Чарльз Рассел, который якобы после прочтения Библии стал
думать и утверждать, что вся Библия говорит о конце света, который наступит в
1914 году.
Джозеф
Рутерфорд дал название этому движению, немного подкорректировал и теперь оно
существует до наших дней.
Христианская наука
Это
движение – это своего рода комбинация гностицизма, спирициализма, манихейства и
т.д. Они утверждают, что весь материальный мир – это иллюзия и имеет
второстепенное значение. Для человека главное жить в гармонии со вселенским
духом. Библию нужно толковать при помощи специального духовного ключа.
Основоположница Мэри Бейкер Эдди, которая очень серьёзно болела, но однажды
обратилась за помощью к целителю Куимби, который утверждал, что все болезни
излечимы познав истину. «Исцелившись» она стала его последовательницей и в
далнейшем аппостолом. Она издаёт книгу «Наука и здоровье – ключ к Священному
Писанию», которая пеиздавалась 382 раза. Она утверждала, что болезнь – это
иллюзия разума и лечить её надо посредством духовной науки, которую использовал
Христос и знает она. Был открыт колледж, где выпускали «врачей» христианской науки,
которые «лечили» людей.
Христианство в Европе.
В Европе на
период реформации были серьёзные потрясения.
В 1789 году
во Франции произошла французская буржуазная революция. Взятие Бастилии. Людовик
16 издал закон о веротерпимости, где говорилось, что все должны относиться
терпимо ко всем другим верованиям.
Количество
епископов уменьшилось. Стало по одному на провинцию. Они стали выберными лицами
и должны были получать зарплату от государства. Так же они давали клятву на
верность государству.
С 1793 по
1794 года церковь окончательно отделилась от государства и становится
доброволным делом всех граждан.
В 1799 году
к власти приходит Наполеон при котором католическая церковь вновь обретает
былую славу, величие и богатство. После падения Наполеона стали подниматься
Австрия, Пруссия, Россия и Великобритания.
Появилось
движение экономического либерализма в основе которого лежала теория спроса и
предложений.
В 1848 году
вышел небольшой труд, который назывался «Манифест коммунистической партии»,
которую написал Маркс.
Материализм
является основополагающей вещью для того, чтобы человек мог полноценно жить.
Великобритания.
18 век.
Веслийское пробуждение. Пробуждение Весли.
Вильям
Бильберфос. Этот человек после обращения посвятил всю жизнь отмене рабства. Его
закон приняли по всей Европе.
Лорд
Шефтсбери. Он посвятил жизнь служению бедным. Имея своё положение и деньги он
смог продвинуть законы, которые запрещали использовать детский труд.
Джон
Ховард. Он посвятил жизнь тюремному служению.
Вильям Бутс.
Основал Армию спасения целью которой являлось благовестие среди отсталых слоёв
населения.
Чарльз
Сперджен. Считается самым выдающимся проповедником 19 века. К 1891 году в его
церкви было 15000 человек.
Вильям
Керри (Индия). Девиз его жизни: «Ожидайте великое от Бога, пытайтесь сделать
великое для Бога»
Ливингстоун
(Африка).
В 1795 году
образовалось Лондонское миссионерское общество.
Эпоха просвещения.
Общепризнанно,
что эпоха просвещения зародилась в середине 17 столетия и наибольший расцвет произошёл
в 18. Причинами возникновения эпохи просвещения стали возрождение и реформация.
Главной особенностью был гумманистический акцент в центре которого был человек.
Реформация привела к ослаблению влияния церкви в обществе и дальнейшей
секуляризации.
Эпоху
просвещения называют эпохой разума.
Эпоха
просвещения привела к рационализации христианского учения. Отцом рационализации
принято считать Декарта. Он пытался доказать рациональное существование Бога.
Он часто говорил: Не принимать за истину ничего, что не доказано разумом.
Скептицизм. Декарт полагал, что человек должен сомневаться во всем, кроме своих
мыслей. Его крылатое выражение: «Мыслю, значит существую». По его мнению поиск
истины начинается с самого человека и далее при правильном использовании разума
человек приходит к доказательству других истин. По его мнению возможности
разума безграничны.
1. Разум
против откровения
2. Мораль
против догмы
3. Свобода
против авторитета
4. Человек
против греховности
5. Человекоцентричность
против богоцентричности
6. Бог
как средство, а не как цель
7. Бог
есть основная проблема. Если у реформаторов остро стоял вопрос греха и смерти,
то у рационалистов это перестало быть. Основной проблемой человека стал сам
Бог. Если раньше Бог был представлен в образе доброго и справедливого, то
рационалисты увидели в Боге жестокость Бога за человеческие грехи и
отступления.
Люди
Просвещения не относились к атеистам. Они не хотели противопоставить себя
церкви потому-что церковь ещё имела влияние на общество. Они пытались
согласовать свои взгляды с христианством. Основателем деизма принято считать
Герберта Чербери, который вывел 5 общих положений деизма.
1. Существует
Бог. Деисты верили в трансцендентного Бога, Который сотворил всё, но после
Своего творения Он «отдалился». Поэтому по сей день всё движется согласно
природным законам.
2. Ему
должно поклоняться.
3. Добродетель
и благочестие – это главное в поклонении.
4. Необходимо
сожалеть о грехах и раскаиваться в них.
5. Вознаграждение
и наказание в этой жизни и после неё.
На
основании всего этого христианскую
религию они стали называть естественной или природной. Они считали, что
христианство является самой разумной религией и принимали в нём всё, что
согласовывалось с естественной религией.
Первоначально
деизм был распространён в Англии, а за тем в Северной Америке. Деизм дал
развитие современному либерализму.
Результаты:
1. Идея
о свободе вероисповедания.
2. Появился
новый интерес к образованию, особенно в области экзегетики и текстового
критицизма. Это помогло составить достоверный текст Писания.
3. Вместе
с артодоксией деисты сотрудничали в различных гуманитарных исследованиях.
4. Ревивалистическое
движение (идея внутреннего света, который человек получает либо через Библию,
либо без неё) и на сегодняшний день имеет актуальность.
Ревивализм
был основан на пиетизме, который был одним из проявлений или ответвлений
мистицизма. Пиетизм возник в Германии в противовес лютеранской церкви 17 века.
Это движение было охарактеризовано индивидуалным изучением Библии и углубленной
молитвы с тем, чтобы Божья истина проявлялась ежедневно в практическом
благочестии людей, а не только служителей церкви.
Филипп
Шпенер приложил много усилий для распространения пиетизма. Положительное в
пиетизме то, что:
1. Было
показано значение индивидуального изучения Писания
2. Применение
Библейских истин в повседневной жизни
3. Упование
на Духа Святого, который есть главный помощник в изучении Слова
4. Добрые
дела как доказательство истинной веры
5. Миссионерские
школы
6. Обновило
лютеранскую церковь
7. Повлияло
на образование моравской церкви.
Мистицизм
был присущ разным церквям.
В
католической церкви оно называлось квиетизм (движение, которое провозглашало
личный доступ к Богу через самораскрытие пассивной души под влиянием
внутреннего озарения).
Протестантский
мистицизм. Его основоположником был Эммануэль Сведенборг. Он учил о том, что
существуют физический и духовный миры. За видимым физическим миром кроется
духовный мир. Между этими мирами возможна связь через небесные создания. Он
является основоположником церкви «Новый Иерусалим».
Особая
категория. Квакеры. Эти люди отошли от основополагающих доктрин церкви и
практиковали только «внутреннее озарение». Благодаря Духу Святому христианин
может получить знание о Боге и другие вне зависимости от Библии. Основателем
был Джордж Фокс.
Эммануил
Кант (1724-1804)
Принято
считать, что философией Эммануила Канта завершается эпоха просвещения. Он был
типичным её представителем.
Его считают
человеком, который совершил «коперниканскую революцию» философии.
До Канта
существовало 2 философские школы: рационалисты и эмпирики. Рационалисты
подчеркивали роль разума в процессе познания. Эмпирики подчеркивали роль опыта
в процессе познания. Кант пытался взять всё самое лучшее из этих обеих школ. Он
полагал, что мы получаем знание через восприятие (5 чувств + внутреннее
ощущение). Это он взял из школы эмпириков и добавил такое понятие, как «вещи в
себе». Человек не может познать Бога или душу, так как они есть представители
мира «вещей в себе». То есть это реальная (истинная суть) предмета, которую мы
можем почувствовать «тень» этой истины, «вещи для нас», которую могут познать
люди. Поэтому Бога и душу нельзя познать ни чувством, ни разумом. Этим он похож
на рационалистов.
Христианство
– это выражение естественной религии. Молитва помогает осознать наш моральный
долг пред Богом, посещение церкви помогает укрепить и подтвердить его публично.
Благодать дана для того, чтобы воодушевить человека на добрые дела и заверить,
что прошлые ошибки прощены. В Иисусе он признавал доброго человека.
«Истинная
религия состоит не в знании или осмыслении того, что Бог делает или сделал для
нашего спасения, а в том, что мы должны сделать, чтобы стать достойными Его».
Кант рассматривал Бога как средство. Он называл Его абсолютно необходимой
сущностью. Он является гарантом воздания после жизни человеку на земле. Поэтому
человек может совершать добрые дела.
Естественная
(природная религия) основывается только на природных законах и разуме. В ней
нет места вере и откровению.
Кант
выразил свою философию в трёх постулатах:
1. Бог
существует. Невозможно доказать существование Бога основываясь только на
«чистом разуме».
2. Душа
вечна. Это необходимо знать человеку, что его жизнь на земле не заканчивается.
Поэтому при жизни человек должен совершать добрые дела и он получит за это
вознаграждение. Бог, видя это, справедливо вознаградит человека после его жизни
3. У
человека есть свобода. Свобода воли дана человеку чтобы он мог нести
ответственность за свои поступки.
Резюме:
1. Философия
Эммануила Канта повлияла на богословие, разум необходим в процессе познания,
однако он имеет ограничения.
2. Религия
основывается на морали, а не наоборот. Это означает, что с христианскими
догмами можно обходиться свободно, если это требует совесть. Долг превыше
всего.
Богословие
19 века.
Исторический
фон.
1. Промышленная
революция, охватившая большую часть Европы
2. Миграция
людей из деревень в города
3. Уменьшение
семей
4. «Дух
индивидуализма»
5. Учение
Дарвина
6. Идеи
эволюции в человеческом обществе
7. Возникновение
коммунизма
8. Психология
Зигмунда Фрейда
9. Развитие
новых наук. Социология, полит-экономик и т.д.
Романтизм.
Новое
направление философии, религии, архитектуры, музыки, живописи пришедшее на
смену холодному и бесчувственному просвещению стал называться романтизм.
Мироощущение романтиков переключилось на внутренний мир человека, на его
чувства, эмоции, переживания и вдохновение. Люди, называвшие себя романтиками
стали больше увлекаться искусством, чем наукой. Меньше работали, больше
развлекались. Меньше ценили разум, правильность, упорядоченность, а больше
ценили естественность, жизненность, привлекательность и оригинальность. Они
полагали, что именно чувства, а не разум составляют суть человека. Поэтому
чувство лежит в основе религиозности и веры.
Рузльтаты:
Эпоха
просвещения – это первый этап развития современного богословия.
Реформация.
Человек может мыслить себя без церкви.
В 19 веке
большой вклад в философию и богословие внесли немецкими философами и
богословами.
Богословие
19 века сложно отделить от философии. Развивались 3 направления:
1. Основанное
Гегелем (автономия разума человека)
2. Основанное
Шлеермахером (отталкивалось от автономии сердца человека)
3. Основанное
Ричлем (автономия воли человека)
У всех трёх
отсутствовало богословие откровения, но присутствовал сам человек с его разумом
(знания), чувства (сердце) и воля (нравственность).
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831).
Считал себя
лютеранским богословом, но будучи студентом семинарии отвергал ортодоксальные
взгляды преподавателей.
В эпоху
просвещения люди были заинтересованы не только в человеке, но и в природе. Мир
рассматривался статически (неподвижно). Гегель был первым философом, который
утверждал динамику в развитии природы, общества и мира. Всё в этом мире он
понимал диалектическо. Это означало, что существует тезис, у которогог всегда
есть антитезис. В совокупности они дают синтез, который является шагом к
развитию. Этот синтез так же будет тезисом, имеющим антитезисом и приводящим к
следующему синтезу, который будет развитием.
Эти
философские идеи помогли людям понять и принять теорию эволюции.
Теология
Гегеля – это теология Духа. «Дух» для Гегеля – это не Святой Дух из Библии, это
дух (Geist) который
означает так же разум.
Для Гегеля
Бог, Дух, Абсолют, Истина, Разум по сути синонимы. Все эти слова обозначают абсолютный
и универсальный принцип рациональности, который раскрывается в истории.
Согласно Гегелю Бог являет Себя не людям, а проявляется в людях. Сам Бог
находится в процессе становления, поэтому не может обходиться без этого мира.
Дух должен сообщить Себя тому, чем Он не есть, для того, чтобы достичь Своей
полноты. Все должны примириться в Боге, таким образом происходит становление
Духа – диалектично. Согласно Гегелю Дух постоянно изменяется.
По мнению
Гегеля раскрытие Духа имело несколько форм, кульминация которой стало
христианство. Цель истории – это единство Бога с миром. Эта цель достигается
через воплощение. Воплощение между Богом и миром и мир с Богом. Его идеи были
так же частично прияты и в консервативном христианстве. Например историк Филипп
Шафф полагал, что реформация (протестантизм) стал более высоко формацией
христианства.
Учение о
Троице является наивысшим выражением представления о Боге, которое показывает динамическую
законченность. Смысл этого учения проявляется трояко. Во первых Бог есть
вечность Сам по Себе. Он отделён от всех остальных существ. Это ест «царство
Отца». Во вторых «Царство Сына» - есть мир, то есть творение, существующее во
времени и пространстве, вершиной которого является событие – воплощения Бога в
человеке. В третьих «Царство Духа» закрепляет связь Божественного и
человеческого и проявляется в присутствии Бога в евхаристии. Первое, второе и
третье есть царство Божье, выраженное в нравственной жизни людей и в
государственном управлении. По мнению Гегеля – это целостная картина
реальности.
Фридрих Шлейермахер (1768-1834).
Он родился
в семье пастора, получил влияние со стороны моравских братьев, был подвергнут
влиянию романтизма. Главным его трудом считается книга «Христианская вера».
Считалась самой важной богословской работой 18 века. В отличие от простых
теологов он был так же практическим пастором. Прослужил 25 лет в смешанной
лютеранской реформаторской общине.
Шлейермахер
считал, что христианство должно занимать важное место в жизни человека. Оно не просто
особое знание (рационалисты и ортадоксы) и не система нравственных правил
(И.Кант) её основанием есть (нем. Gefühl),
что не совсем точно переводится как «чувства». Это «чувство» - не эмоции,
переживания или умозаключения, это глубокое осознание бытия, Того, от Кого
зависит существование всего остального человеческого и окружающего мира.
«Чувство» -
это полное доверие Богу и зависимость от Него. Оно основывается не на
рациональном опыте и не на нравственных категориях, а на вере, которая влияет
на мышление и на поведение человека. Другими словами христианство – это чувство
полной зависимости от Бога.
«…это
осознание своей полной зависимости, или, что то же самое, своей связи с
Богом». Другими словами, мы не получаем
знание о Боге «извне», мы познаём Его «внутри себя». Человек чувствует, что Бог
живёт и работает в нём, но не может это понять или объяснить это рационально.
Любое
учение имеет значение, если мы познаём его на опыте.
Особую роль
Шлейермахер уделял церкви. Именно в церкви возникает естественное общение
людей, которые наслаждаются Богом в своих чувствах и желают делиться своей
радостью друг с другом. Именно под этим влиянием был написан Новый Завет.
История о том, как Иисус преобразил религиозный опыт первой общины. Именно в
этом состоит главная ценность Нового Завета, в которой описывается жизнь ранней
церкви, которая может быть для нас примером. Библия полезна, но не обязательна.
Важнее всего общение внутри церкви. Ни Библия, ни Новый Завет, ни
вероисповедание не надо воспринимать как абсолютный авторитет, потому что это
лишь религиозный опыт, который связан с деятельностью той или иной общины,
развивающейся под влиянием исторического контекста. Богословие нужно
переживать.
Для
спасения человека важное значение имеет Иисус Христос. Христос не просто
человек, Он божественен. Шлейермахер считал, что две природы Христа
противоречат друг другу. Он отрицал воплощение, непорочное зачатие,
воскресение, второе пришествие, последний суд, так как всё это было
сверхъестественным, а он отрицал чудеса. Для него Иисус был божественным в том
понимании, что Бог наполнял Его и был активен в Нём в то время, как сам человек
Иисус был пассивен. Пассивность Иисуса по отношению к Богу – это синоним Его
полного чувства зависимости, Его безгрешности и абсолютного богосознания.
Человек спасается тогда, когда начинает владеть тем, чем владел Христос, то
есть Богом. Он наполняет и работает в нас, но мы остаёмся пассивными. Христос
отвечает на стремление человека ко спасению. В отличии от других философов в
учении Шлейермахера есть определенный Христоцентризм, потому что Он спасает.
Его взгляды повлияли на большинство богословов 19 века. Шлейермахер показал
выход из морализма, индивидуализма и рационализма.
Альбрехт Ричль (1822-1889).
Он
воспитывался в религиозной семье. Его отец был епископом церкви. Изучал
богословие в немецких университетах. Его главный труд «Христианское учение об
оправдании и применении».
По его
мнению, главное в христианстве – не рациональное знание и не субъективные
чувства, а практическая жизнь. На этой практической жизни должны основываться
знания и события, связанные с Богом. Богословие не описывает недостижимые для
нас вещи, а лишь говорит какое они значение имеют для нас.
Ритчль
связывал христианство в первую очередь с моралью. Центральным местом в
богословии Ритчля было Царство Боже. По его мнению, Царство Божье, которое было
основано Иисусом 2000 лет назад развивается постепенно, эволюционно. Царство –
это идеал общества, в котором люди соединены друг с другом любовью, уважением,
дружбой и взаимопомощью. Христиане должны трудиться для того, чтобы всё
общество стало таким.
Бог в этом
царстве принимает позицию Бога прощающего. Он всегда готов примириться с
человеком. Ошибки человека не влияют на отношения Бога к нему. Через прощение у
человека появляются силы, которые ему дают возможность стремиться к
нравственным идеалам царства. По его мнению Бог – это только любовь,
милосердие, прощение. Ритчль не учил о Божьем гневе, о Божьем суде и
справедливости.
Ритчль
отвергал две природы Христа, потому что по его мнению оно не имеет никакого
практического применения. Говоря о божественности Христа (признаём мы её или
нет) от этого для человека ничто не измениться. Христос божественен, потому что
именно через Него мы познаём Божью любовь и прощение. Он основал Царство Божье
на земле и дал направление, в котором оно должно развиваться. Мы называем Его
божественным, оценивая Его жизнь и значение для нас, но не как факт. Взгляды
Альберта Ричля нашли своё применение в социальном евангелии, работа которого
была сосредаточена не на вечном спасении, а на преобразовании общества.
Другой
ученик Адольф Фон Гарнак (1851-1930) развил учение Царства Божьего.