Учение о спасении 2

Теологию можно поделить на несколько периодов.
Патристика – это термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей с 1 по 7 век, то есть отцы церкви.
1 век – мужи апостольские. Те, кто является апостолами и примыкает к ним.
2 век – апологеты. Защищающие отцы. Некоторые из них пытались совместить христианство с философией. Так же был спор с гностиками. Сюда входят: Юстин, Афинагор, Тациан, Тертуллиан.
3 век – Афонасий, Климент, Ориген
4-5 век – 3 каппадакийца (Василий Великий, Григорий Назианзин, и Григорий Нисский).
4-5 век – Блаженный Августин, Амвросий Медиоланский. 
6 век – Боэций, Иоанн Домаскин.

Термины, связанные со спасением.
Универсализм – все спасутся. Бог в конце концов спасёт всех.
Апокатастасис – вид универсализма. С греческого переводится как «восстановление». Это богословское понятие, используещееся в значении восстановления и в значении восстановления всего, когда с ним отождествляется учение о всеобщем спасении. Этого придерживался Ориген. Сформулировал это учение Климент, который был учителем Оригена. Это учение о том, что наказание грешников не будет вечно.
В противовес апокатастасису аннигиляционизм. Означает уничтожение. Мнение о том, что все те, кто не попадает в рай просто исчезают в небытие.
Детерминизм. Доктрина о всеобщей причинности. Так называют учение о том, что все происходящие в мире события включая ход человеческой жизни определены кем-то или чем-то.
Космологичейкий детерминизм. Определены явлениями природы.
Антропологическо-этический детерминизм. Определено человеком.
Теологический детерминизм. Определено Богом.
Неправилное понятие детерминизма приводит к фатализму, где всё зависит от случая.
Индетерминизм. Противоположность детерминизма. Всё происходит без определения.
Теодицея – Оправдание Богом не смотря на наличие зла в мире. Общее обозначение религиозно-философских доктрин стремящихся согласовать идею благого Бога и грешного мира.
Монергизм и синергизм. Монергизм – учение о том, что в спасении участвует только Бог. Синергизм – взаимодействие человека и Бога для получения спасения.
Пелагианство – говорит о том, что человек не испорчен и своими правильными поступками он может получить спасение. Вины человека нет.  
Арминианство – Учение о том, что человек испорчен, но не на столько чтобы не выбрать Бога. Вина человека вменяется.
Кальвинизм – Человек полностью испорчен на столько, что не может сам выбрать Бога. Вина человека вменяется.

Направления в кальвинизме:
Лабсария – падение
Супра – до
Инфра - после
- Супралапсарианство – «до грехопадения» Бог предопределил уже всё.
- Инфралапсарианство, Сублапсарианство. Бог предопределил после грехопадения.
- Амиральдианизм – Моисей Амиральд. Это те, кто придерживаются 4 пункта кальвинизма кроме третьего: 1.Полная испорченность; 2.Безусловное избрание; 3.Ограниченное искупление; 4.Неодалимая благодать; 5.Неотступность святых.

Суд язычников:
1.       По общему откровению
2.       По поведению
3.       По совести
4.       По мыслям

Афинагор Афинянин (2 век).
Метемпсихоз – это переселение душ.
У Афинагора есть книга «О воскресении мёртвых».

Климент Александрийский (2 век).
Его ученик – Ориген.
Он придерживался идеи о том, что
Ориген разработал учение о трёх смыслах Библии:
- Буквальный.
- Моральный.
- Философский.
Он допускал, что Адам был первым падшим духом. История о первородном грехе – аллегория.
Роль Христа было больше педагогической, чем искупительной.







Полупелагианство (семипелагианство) – было осуждено в 6 веке. Учение о том, что человек может сам делать выбор и может спастись сам, но помощь благодати так же немного нужна.


Ириней (130-200 года).
Один из первых, кто стал говорить о спасении и сделал акцент на Христе. Он выступал против гностиков. Он говорил, что спасает Триединый Бог. Отец спасает через Иисуса и через Духа Святого. После грехопадения человек становится несовершенным и душевным.
Духовная смерть – это результат разлучения человека и Духа Божьего. Телесная смерть – отделение духа человека от тела. Физическая смерть – это благость Божья к человеку потому что благодаря этому грех перестаёт существовать.
Обожение (обожествление) – Иисус стал человеком, чтобы мы имели божественность.
Рекапитуляция – Сведение различных элементов к единству путём подчинения их общему началу. Второе значение – восстановление чего-либо в первоначальное состояние или вид.
Его книга «Против ересей» хорошо описывает сотериологию.
Дело спасение – это участие самого человека. Человек спасается не только блгадатью, но и чистотой жизни.
Богосқновство и богоподобие будет уделом не только Иисуса, но и всех последователей.



Три заблуждения:
1.       Можно спастись благодаря корням (Евреи)
2.       Можно спастись через знание закона


Апологеты.
В узком смысле слова апологеты – это отцы слова отстаивающие христианство перед имперской властью.
В широком смысле – это христиаские авторы 3-5 веков, боровшихся против язычества.
Апологетика – первый жанр патристики.
В задачу апологетов входило:
1.       Отвести обвинения от христиан
2.       Добиться терпимого отношения к христианству со стороны государства
3.       Сопоставление греческой философии с христианской мыслью. Доказать истинность христианства.

Апологеты отводили обвинения от христианства и доказывали нелепость языческих мифов.

Аргументы в пользу истинности христанства:
1.       Высокая нравственность христиан
2.       Предсказания из Ветхого Завета пророков о Христе
3.       Внутреннее единство между Ветхим и Новым Заветом. То есть христианство древнее язычества, так как Моисей жил до появления греческой философии
4.       Чудеса Иисуса Христа были от Бога и они противоположны чудесам магов, которые действуют от дьявола

Помимо антиязыческого направления апологетики была антииудейская и антигностическая.


Афонасий
Жил примерно в 295 или 298 годах до 373.
Главный противник арианства.
Он много говорил о теме обожения. По его мнению самой главной задачей Христа было сделать нас как Бог.
Обожение – учение о становлении человека Богом.
Самое знаменитое выражение Афонасия: “Сам Бог вочеловечился, чтобы мы обожились”.
Обожение - Непрестанное действие, учсремление человека к Богу, нравственное уподобление Ему. По мере обожения человеку даются дары Святого Духа, происходит преображение его природы. Свойства Адама до грехопадения даются верующему человеку.

Афонасий понимает под обожением:
1.       Усыновление детей Богом через Иисуса Христа. Мы становимся детьми и становясь детьми мы становимся богами.
2.       Вознесение человеческой природы на небо, вознесение человека в небесное царство, обратение бессмертия, свойственного Богу.
3.       Преобщение к Святому Духу. В ком пребывает Дух, становятся подобными Богу.

Григорий Нисский.
331-395 года.
Он считал, что Мария родила Иисуса без боли. Он проводит аналогию между Евой и Марией. Мария стала второй Евой. Первая отверзла дверь греху, вторая праведности.
В основе учения о спасении лежат слова: «Подобное исцеляется подобным»

Спасение.
1.       Исцеление и очищение. Непослушание людей исцеляет Своим послушанием
2.       Оживотворение и победа над тлением и смертью
3.       Обожение.
4.       Искупление. Люди сами продали себя в рабство, а следовательно не могли сами себя выкупить.
5.       Умилостивительная жертва. Иисус умер за грехи людей и через это задобрил Бога.

Адам и Христос составляют два крайних члена организма. Как начало смерти пришло через одного ко всем, так же и воскресение.

Д.з. Всё последнее


Григорий Назианзин (Григорий Богослов).
330- 389 года.
Он говорит об обожении. Этот термин он использует очень часто.
Обожение для христианина происходит через церковь и через таинства. В церкви человек призван похоронит себя со Христом и с Ним совоскреснуть, Христу сонаследовать, стать сыном Божьим и называться богом.
Крещение и причастие. В крещении человек возрождается и воссоздаётся благодаря обожению Святого Духа. Через крещение Бог делает нас богом, храмом и совершенными. Крещение очищает от первородного греха, а причастие делает причастным искупительному подвигу Христа.
Спасение человека происходит благодаря Духу Святому, через крещение и евхаристию.
Путь к обожению совершается через любовь человека к Богу. Вершиной этой любви является единение человека с Богом.
Обожению человека способствует аскетический образ жизни. Каждый человек должен быть в какой-то мере аскетом.
Искренне идущая из сердца молитва. Восходя через молитву к Богу человек обретает определённый опыт богопознания.

Иоанн Златоуст.
347-407
Грех – это невежество, склонность заблуждаться, ошибка, неверие, невнимание, промах, нечестие, преступление, бунт, вроломство, развращение, мерзость. Человек может сам заблуждаться, его могут вводить в заблуждение.
Последствия греха: волнение, беспокойство, скорбь, беда, испорченность.

О первородном грехе Иоанн говорил:
- Грех Каина был больше греха Адама, потому что наказание за этот грех было больше. Енох же благодаря совершенной благодетели смог загладить грех Адама. Закон совести помогает жить добродетельно. Иоанн так же полагал, что люди могут быть сосудами гнева и сосудами милосердия не потому, что они были созданы такими, а по причине собственного изволения. Он различал грех Адама и обычный грех преступления заповедей. Адам согрешив написал долговую расписку, которая положила начало долгу, а мы увеличили заём последующими грехами. Через Адама вошла смерть и все стали смертными, потому что стали грешниками. Когда Адам согрешил, его тело стало не только грешным, но и страстным, в нём обнаружилось множество природных недостатков и оно стало подобным упрямому коню. Когда тело человека стало смертным, оно приняло страсти. И теперь нужно приложить очень много стараний, чтобы это преодолеть. Сами по себе эти страсти не есть грех, но они становятся ими от необузданной неумеренности в них.
Душа и наша плоть. Душа является основополагающим. Если она испорчена, то и плоть поступает плохо. В человеке есть закон ума или совести, который ведёт борьбу с грехом. Эту войну может прекратить только благодать Святого Духа.
О благодати. Бог в начале испытывает, а потом даёт Свою благодать. Златоуст подчёркивает, что предопределение и избрание зависит и от любви Божьей и от человеческой добродетели. Если только любовь Божья, то спаслись бы все. Если только добродетель, то приход Христа был бы излишен.
Сотереология.
1.       Иисус пришёл в качестве дидактического образца. Он пришёл, чтобы показать пример и люди могли подражать Ему как образцу. Следуя этому примеру человек спасётся.
2.       Восстановление и прославление человеческой природы.

Иоанн придерживался обожения, хотя у него этот термин нигде не встречается.

О благодати. Христос явил людям избыток благодати. Человек получил избыток благодати, то есть гораздо больше, чем то, сколько нужно для освобождения от греха.

О Духе Святом. Именно благодаря Духу Святому мы освободились от грехов.


Проблемы патристики.
1.       Была тенденция смешивать веру с артодоксией. Верить – значит придерживаться артодоксального символа веры. Внимание сосредотачивалось на списке доктрин, которые нужно принять.
2.       Труды милосердия и самодисциплины были в высшей степени похвальными и часто описывались, как настоящий путь дать удовлетворение за грехи верующих.
3.       Возрастающая практика поклонения святым и зависимость от ходатайства святых, особенно Девы Марии. Она привела к внешней обрядности и упованию на дела человека.
4.       Возрастала тенденция ставить спасение в зависимость от крещения, которое означало становлением членом церкви.
5.       Многие отцы церкви отличали божественные требования от евангельских советов. Поэтому исходя из первых – это обязательно всем христианам, в то время, как согласие со вторым – это личный выбор каждого. Но этот выбор приносил больше благословений тем, кто исполняет и советы так же. Это был интерес монашества.


Новоциан.
Придерживался того, что спасается только тот, кто ни разу не предал Христа.