Введение в Новый Завет (мой конспект)

1 раздел. Характер и происхождение Нового Завета.
Выражение Новый Завет прежде всего ассоциируется у нас с набором текстов.
Завет – это отношение людей с Богом.
Примерно за 600 лет пророк Иеремия сказал пророчество о Новом Завете. 31:31-33
Первые Христиане верили, что именно это пророчество исполнилось. 2-Кор.3:6
Иисус связывал понятие Нового Завета со Своей кровью.
В результате борьбы евреев и Христиан привело к выводу, что Новый Завет заменил Ветхий. Евр.8:6. Однако Писания Израилевы остались и Писанием для Христиан.
Только со второго века Христиане начали называть Новым Заветом корпус своих писаний.
Первые Христиане не спешили создавать новые книги так как Иисус Сам при жизни ничего не записал и не давал Своим ученикам такого повеления.
Весть Иисуса о Царствии Божьем не опиралась на письменные тексты.
Первохристианское поколение были полны эсхатологического чаяния. Они считали, что приблизилось последнее время и Иисус скоро придёт.
Первые записи были письмами. 1- фес. Гал. Фил. Филлимону. 1,2-Кор, Рим – самые первые послания Павла.
В середине 60-х годом умерло большинство первых Христиан. Это вызвало необходимость записать историю о Христе.
1,2 Петра, Иакова, Иуды, 1-3 Иоанна, Пасторские послания. Считается, что они были записаны в 70 – 100 года не самими Апостолами, но «подражателями», знающими стиль. Евангелие от Марка так же было записано примерно в тот период. Считается, что это первое записанное Евангелие. Евангелие от Матфея и Луки написано на 10 лет позже Марка и содержат больше речей. Совсем иная форма присутствует от Иоанна, записанное примерно в 90 году.
Деяние и Откровение – это жанры, совершенно отличающиеся от остального. Они нацелены на дальние сроки.
Первые Христианские тексты можно достаточно чётко датировать. С более поздними текстами погрешность достигает несколько десятилетий.

Сведения о процессе канонизации н полные, хотя есть некоторые свидетельства современников.
1.       Первый фактор – это апостольское происхождение (реальное или предпологаемое). Споры по вопросам авторства составляет Откровение и послание к Евреям.
2.       Второй фактор – важность христианских  общин для которых предназначались эти послания.
3.       Третий фактор – согласие с правилом веры. По началу канон относился к символу веры.  
4.       Учёные очень много говорят про эти три пункта, но не учитывают четвёртый критерий -  водительство Духа при составлении канона.

Собрание ранних Христианских текстов.
Произведения различных литературных жанров имели
Именем Павла подписаны 13 писем. С начала признавались 10 полсланий (исключались пасторские). На востоке добавлялось 14 послание к Евреям.
Евангелия были признаны церковью между 65 – 100 годами. Хотя Павел не ссылается на конкретный текст, его заявление о том, что «мы проповедуем вам», показывает единство евангелия. Евангелие от Марка именовалось как Евангелие Иисуса Христа Сына Божьего. Автор Евангелия от Матфея переработал Марка, добавил добавочный источник и свою компеляцию. Лука решил изложить всё последовательно. Иоанн писал последним.
Все евангелия содержат разные направления теологии. Поэтому было предписано читать все 4 евангелия.
Татиан создал Диатессарон – компеляцию четырёх евангелий.
Ириней и Ориген помогли утвердить, что 4 евангелия – этог воля Божья о церкви.
Маркеон был превым, кто создал канон, куда вошло евангелие от Луки без первых двух глав и 10 посланий Павла. Реакцией церкви стало создание канона.
Евреям, Откровение, Иакова, 2-3 Иоанна, Иуды, 2-Петра не вошли в первый канон около 200 года.
Приблизительно к концу 4 века образовался консенсус по поводу 27 книг Нового Завета.

Как читать Новый Завет.
Обзор методов интерпритации текста.
1.       Текстуальная. Она рассматривает свитки и переводы, работая непосредственно с текстом.
2.       Историческая критика. Она занимается выявлением буквального смысла, заложенного в тексте.
3.       Критика источников. Это исследование источников из которых новозаветные источники черпали информацию.
4.       Критика форм. Критика образования форм (параллельные ссылки).
5.       Критика редакции. Почему евангелисты редактировали текст.
6.       Канониическая критика. Выявление главной и глубинной структуры текста.
7.       Структурализм. Попытка увидеть структуру текста.
8.       Наративная критика. Наратив – это описание, повествование, рассказ. Концентрация на рассказах.
9.       Риторическая критика. Почему в своём произведении автор делает акцент именно на определенных вещах. Выделяются 3 рода красноречия: судебная, совещательная, торжественная.
10.   Социальная критика. Изучает текст как отражение и как ответ на социальную и культурную среду в которой он был написан.
11.   Активистская критика. Трактует Писание с позиции собственной идеи.
12.   Обзор. Следует компилировать все виды критики, выбирая лучшее. 

Говорят о трёх мирах. Мир за текстом, мир перед тестом и мир текста
Мир за текстом. Это то, что предшествовало написанию текста.
Мир текста. Это текст, который записан и который мы читаем. В его нынешнем виде содержит непосредственно сам текст, отражающий их понимание Христа.
Мир перед текстом. Наше восприятие текста в контексте нашей культуры и нашего времени.

Вопрос о богодухновенности и откровении.
Богодухновенность. Существует 4 разных подхода.
1.       Первый подход говорит о том, что вера в то, что Писание богодухновенно – это наивная вера.
2.       Второй подход – это когда не высказывая не положительных, ни отрицательных позиций по отношению к Писанию, считают, что использование его в академических кругах не уместны.
3.       Третий подход – буквалисты. Они за буквальное понимание Писания. Всё Писание безошибочно.
4.       Четвёртый подход. Верить в богодухновенность и важность её для интерпретации Писания, но не думать, что Бог снимает ответственность с автора человека, который мог вносить свои добавления.

Как Бог действует через Писание.
1.       Дух наставляет через Писание читающего. То есть частная интерпретация Библии.
2.       Дух даёт наставление посредством церковного учения, которое основано на Писании.

Есть разные концепции Библейского откровения:
1.       Отрицается наличие дополнительного откровения. Любые притязания на откровение свыше считаются суеверием.
2.       Верят в Божественное откровение, но не придают ему роль в интерпретации. Писание должно пониматься не путём откровений, а путём умозаключений.
3.       Верят, что Писание – это полностью откровение. Каждое слово – откровение.
4.       Писание не тождественно откровению, но содержит откровение.

Буквальный смысл.
Это то, что Библейские авторы имели в виду и пытались донести до своих читателей. Определить буквальный смысл не всегда легко.

Небуквальный смысл.
Самое главное здесь понять где здесь реальный глубинный смысл или наши домыслы.

Смысловой пласт, определяемый местом книги в каноне.
Книги в каноне были расставлены не по датировке, а по смыслу, чтобы последовательно открывать мысль Писания. Не начинать Библию с Откровения, но последовательно с Бытия.



Текст Нового Завета
Богослову прилично читать Библию в оригинале.
Библия не везде говорит одно и тоже и надо эти расхождения гармонизировать.
Канон внутри канона – это поиск центральной истины в Писании, которую нужно придерживаться. Так быть не должно.
Смысловой пласт, определяемый последующим прочтением. Человек начинает смотреть через призму изменённой истины в книгах, фильмах, рассказах.

Рукописные свидетели текста
До нас дошли около 3000 полных и фрагментальных рукописей Нового Завета на греческом языке второго, пятого и седьмого веков. Так же около 2000 лекционариев седьмого века и позже. Все эти свидетели во множестве случаев не согласуются между собой. «Автографы» (оригиналы) не сохранились. Более того не все разночтения объясняются ошибками. Некоторые корректировки вносились намеренно.
Текстуальные семьи. Учёные объединили тексты в «семьи», которые содержат определённые особенности. Но ни одна из них не может претендовать на не замутнённые копии оригинала.
Александрийская группа. Она отличается более красивым и грамотным языком и более короткими чтениями.
Западная семья. Текстуальные варианты этой группы часто выглядят как пересказ и поэтому они длиннее, чем Александрийские.
Кесарийская семья. Смесь западной и Александрийской семей.
Византийская семья. Такой текст, который объединил в себе несколько вариантов, сглаживал трудные места и гармонизировал различия.

Учёные различают 3 вида греческих рукописей.
1.       Папирусы. До сего дня продолжают находить древние греческие рукописи на папирусах. Самый древний – это кусочек папируса величиной меньше карточки, где записана часть Иоанна. Этот кусочек опровергает написание Евангелие от Иоанна в более поздний чем 135 год
2.       Унциальные кодексы. В них входят Ватиканский кодекс (утеряны последние части Нового Завета), Синайский кодекс (Весь Новый Завет и послание от Варнавы), Александрийский кодекс (начало пятого века, некогда включал весь Новый Завет), кодекс Безы
3.       Минускулы. Примерно с 9 века унциальное письмо начинает вытесняться минускулами. Они дают древние переводы Нового Завета.


Замечания об использовании свидетельств.



585 – разрушение храма
556 – Кир приходит к власти
539 – Кир захватывает Вавилон
538 – Кир издаёт указ о восстановлении храма
520 – Дарий подтверждает разрешение на строительство храма
517 – завершено строительство храма
465 – правителем становится Артаксеркс 1
458 – приход Ездры
445 – Неемия получает добро на строительство стен Иерусалима.
433 – продолжение реформ Ездры и Неемии, пророчествует Малахия.
423 – Престол наследует Дарий
419 – Самаряне построили себе храм на горе Гаризим
336 – Александр становится царем
334 – Александр завоёвывает треть малой Асии
331 – Александр покоряет Египет
330 – Падение столицы Персии
326 – окончательное поражение Бактрии и Согдианы, вторжение в Индию
323 – Александр умирает. В ПОРОТКИЙ СРОК ИМПЕРИЯ ДЕЛИТСЯ НА Селевкидов (Сирию) и Птоломеев
221 – Иосиф бен Тобия
167 – восстание Маккавеев. Иуда Маккавей.
152 – Ионатан пришёл на престол




1 период – Вавилонский
2 период – Персидский
3 период – Греческий 336 год
4 период – 2 царства
63 год – Римский период

Хасманеи – правящая династия.

Иродиане – все, кто связан родством с Иродом.

Иисус был рождён при Октавиане, при Тиберии распят.

4 основные партии:

Фарисеи
От глагола лефарек – отделять. Их учение лежит в основе устной Торы. Именно они развили синогогальное служение. Иисус не критиковал учение фарисеев, но их поступки, которые противоречат их словам. Раннее христианство связано с фарисейством. Они наследники более раннего движения – хасидеев. Было 2 школы: Галиля и Шамаля. Фарисеи были пацефистами. Среди них было очень мало аристократов.  

Саддукеи
Название происходит или от названия садок – праведность, или от Садока первосвященника. Были против устной Торы. Отрицали воскресение и ангелов. Были расхождение по датам праздников. Жертвоприношения для них были выше молитвы. Они настаивали на строжайшем исполнении Пятикнижия. Сами они не всегда исполняли закон. Элита и меньшинство.

Зелоты
Произошли от фарисеев. Ревнители, приверженцы. Эсхатологическое движение, ожидавшие приход царства здесь на земле. Основной их целью было свержение еллинистического влияния любыми средствами. 

Ессеи
Иудейская секта образовавшаяся во 2 веке до нашей эры. Считается, что кумранские свитки имеют их авторство. Жили безбрачно, но принимали детей. Они не приносили кровавых жертв. Они не делали оружие, но ожидали приход Спасителя. Всё у них было общее. Ставили Моисея вторым после Бога. Безбрачие считалось выше брака. Жили общинами.


Общие особенности Евангелий.
Евангелием называлась любая радостная весть, доносимая людям.

Евангелие от Мартка ведёт к распятию и начинается со слова: начало Евангелия Иисуса Христа.
Матфей и Лука так же ведут к распятию, но начинаются с Рождества.
Иоанн ведёт за рамки  известного Писания.

В Матфее Иисус проповедует Евангелие Царства.

Со второго века всё чаще различные тексты стали называть евангелием. Большее число таких евангелий стали нуждаться в дифференции.

Происхождение евангельского жанра.
Схожесть с греко-римским жанром повествования о некоторых героях.
Но есть яркие отличия:
Евангелия в основном анонимны в плане авторства.
Они носят богословский характер.
Они носят миссионерские цели.
Они опираются на придания общины и читаются во время богослужения.
Евангелие – вещь, единственная в своём роде.

Образы Иисуса:
Очевидно, что евангелисты работали с приданием. Эти придания они редактировали.
- Первый образ – образ подлинного Иисуса. Чёткая дата рождения, смерти и место захоронения, какая была семья, как рос и чем зарабатывал на жизнь. Но Евангелия не сообщают таких подробностей.
- Второй образ – образ исторического Иисуса. Многие считают, что произошло наслоение традициями церкви и они хотят очистить образ Иисуса от исторического наслоения, которое может включить в себя.  
- Третий образ – образ Евангельского Иисуса. Образ, созданный евангелистами. Каждое из Евангелий писалось для разных аудиторий, поэтому и делался акцент на разные вещи.

3 стадии формирования Евангелий.
1.       Публичная проповедь Иисуса из Назарета. Первая треть первого века нашей эры.
2.       Апостольская проповедь об Иисусе. Вторая треть первого века нашей эры. Ученики Иисуса укрепились в вере благодаря явлению воскресшего Христа.
3.       Письменные Евангелия. Приблизительно в последней трети первого века.

Выводы:
1.       Евангелие – не стенограмма. Это не дословная и последовательная передача всего того, что было. Десятки лет развития и адаптации сделали своё дело.
2.       Многое зависит от цели
3.       Вера и принятие
4.       Всё зависит от аудитории

Искусственная гармонизация не обогащает, а обедняет. Она убирает ценные детали.
Любая притча в Евангелиях может иметь разное значение в зависимости от контекста, в котором она говорилась.

Синоптическая проблема.
Первые 3 Евангелия – синоптические (от греч. Синопсис - обозрение).
Эти евангелия на столько схожи, что скорей всего они произошли из одного источника (один у другого списал).

Статистика и терминология.
Марк содержит 661 стихов.
Матфей 1068 стихов.
Лука 1149 стихов.

Материалы из Марка, которые содержатся и в других двух называется «Тройная традиция».
Не Марковы материалы, но которые есть у Матфея и Луки – «двойная традиция».
Эта общность приводит к мысли об общих не только устных, но и письменных источниках.
Теория протоевангелий предполагает, что все евангелия были основаны на более ранних евангелиях, написанных на арамейском.
Первым скорей всего был написан Марк. Но после того как Марк был написан устная традиция не перестала существовать.
Основной вопрос в устной традиции: что было заучено и пришло так, а что приносилось в свободной форме.

Существование источника «Q»
Q – гипотетический предполагаемый источник, который пришёл в Евангелия Матфея и Луки. Но этот источник скорей всего не включён полностью.
Содержание Q – это тезисный сборник без событий. На подобии Притчей.
По различным гипотезам можно отделить от 2 до 4 слоёв.
Скорей всего Q и Марк возникали одновременно. Поэтому авторы Матфея и Луки использовали их обоих.

Евангелие от Марка
Общий анализ.
Переломный момент у Марка – 8 глава. Примерно на середине рассказа о служении Иисуса.
Марк придаёт огромное значение этому повороту. Он начинает открывать Христа как Мессию.

Базовые сведения.
60-75 года – написание.
Авторство согласно традиции второго века: Марк – ученик и переводчик Петра, которого обычно отождествляли с Иоанном Марком из Деяний. Он сопровождал Варнаву и Павла в первом миссионерском путешествии и скорей всего помогал им в Риме в 60-х годах.
Возможно, автором был другой христианин по имени Марк.
Автор выявленный из содержания: грекоязычный, не был очевидцем служения Иисуса и не точно знал Палестинскую географию. Он опирался на уже сформировавшиеся учения об Иисусе . Обращался он непосредственно к общине, которая находилась в гонениях и неудаче.
Место написания по приданию: Рим во время гонений Нерона.
Другие возможные традиции: Сирия, Сервеная Иордания, Десятиградия, Галлилея.
Но учёные говорят, что нет причин предполагать, что в этом Евангелии было несколько авторов. Большинство учёных предполагает, что Марк оканчивался на 16:8.

Композиция:
1.       1:1 – 8:26 – Служение в Галлилеи.
a.       1 – Вступление с рассказом об Иоанне Крестителе
b.      2 – Избрание 12, назидание их притчами и чудесами, непонимание среди Назаретских родственников (3:7-6:6)
c.       3 – 12 посланны на служение, насыщение 5000, полемика, насыщение 4000, непонимание (6:7-8:26)
2.       8:27-16:8 – предсказание о страстях, смерть в Иерусалиме, воскресение
a.       3 предсказания о страстях, исповедание Петра, преображение, учение Иисуса (8:27-10:52)
b.      Служение в Иерусалиме, вход, действия и полемика в храме, эсхатологическая речь (11:1 – 13:37)
c.       Помазание, тайная вечеря, страсти, распятие, погребение, пустая гробница (14:1-16:8)
d.      Поздняя вставка: эпилог с явлением воскресшего (16:9-10)

Центральный для Евангелия от Марка вопрос задаёт сам Иисус: «а вы за кого Меня почитаете?»
Чтобы лучше понять этот момент нужно рассмотреть всё Евангелие.
Начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божьего. Это сразу создаёт парадокс в знании читателя и незнании персонажей.
При прочтении первой половины создаётся впечатление, что конец истории будет хорошим.

Евангелие от Матфея.
Если Евангелие от Марка имеет неопределенную концовку, то Евангелие от Матфея имеет чёткую концовку с конкретным поручением.
Матфей взял Марковское повествование и существенно его дополнил.
Он снабдил повествование началом (Рождество).
Так же снабдил концовкой (явление Воскресшего и великое поручение ученикам).
Эти начало и конец помогло установить авторитет для Иисуса, значимость Его пришествия. По рождении Иисус – сын Араама, сын Давида. Израиль должен исполнять Его слова так как Он воскрес.
Матфей вставил 5 больших блоков поучения (всего этого нет у Марка):
1.       Нагорная проповедь 5:1-7:27
2.       Блок поучения 10:5-42
3.       Блок поучения 13:1-52
4.       Блок поучения 18:1-35
5.       Блок поучения 23:1-25:46
Каждый из этих блоков завершается словами: «когда Иисус закончил эти слова».
Главенствующее расположение этого Евангелия в каноне очень усилило положение Иисуса как педагога.
В Евангелии очень показывается приемственность Торы Иисусом.

Матфей подчёркивает правильность Иисуса в вопросе трактовании Торы.
Есть 6 антитез в 5:21-48.
Иисус поднимает планку выше, чем ставит её закон.
Матфей скорей всего был свидетелем споров иудеев и христиан о том как нужно трактовать закон.

Евангелист писал примерно спустя пол века после распятия.
Акцент Матфей больше всего делает на том, что церковь – это община учеников.

Слово «Церковь» Иисус произносит только в Евангелии от Матфея.
У Матфея Иисус – основатель Церкви и присоединиться к Нему можно только в общине учеников. Он чётко даёт понять, что вне церкви нет спасения.

Нагорная проповедь открывает образ общины.
Проповедь Иисуса призвана изменить сердце.

Для Матфея не характерно ожидание скорой есхатологической развязки.

Матфей делает большой акцент на милости.
Делает акцент на том, что Иисус посреди нас.
Матфей призывает к ответственности и ожидании Господа в любой момент. При этом нужно так же нести ответственность за всё, что доверено: таланты и людей.

Матфей скорей всего работал в 80-90 годах. К этому моменту пути церкви и синагоги разошлись оставив недовольных с обеих сторон. Была взаимная борьба так как обе стороны считали на своей правильности. Иудеи настаивали на артопраксии.


Евангелие от Луки и Деяния.
Это самое длинное из Евангелий, но оно составляет лишь половину произведения Луки. По длине в общей сложности это более чем одна четвёртая всего Нового Завета.
Это великолепное повествование, где рассказ об Иисусе продолжается повествованием о ранней церкви.

Лука в отличии от Марка и Матфея делает акцент на Духе Святом.

Число богословских работ по трудам Луки поражает воображение.

У Луки богословие особо тесно привязано к повествованию.

Датировка: 85 год плюс-минус 5-10 лет.
Авторство: согласно традиции второго века – врач Лука соработник и спутник Павла.
Автор выявленный из содержания – образованный, грекоязычный, литературно одарённый, читавший иудейские писания по-гречески, не был очевидцем служения Иисуса, опирался на Марка и источник Q. Видимо воспитывался не в Иудаизме, но обратился в него до принятия христианства. Не был палестинцем.
Адресат: Адресовано церквям прямо или косвенно затронутых Павлом в миссии.
Единство и целостность. В западных и греческих рукописях нет разночтений.
Композиция:
1:1-4 – Пролог
1:5-2:52 – введение (детство и отрочество Иисуса)
3:1-4:13 – приготовление к публичному служению
4:14-9:50 – служение в Галилеи
9:51-19:27 – путешествие в Иерусалим
19:28-21:38 – служение в Иерусалиме
22:1-23:56 – Тайная вечеря, страсти, смерть и погребение
24:1-53 – Явление воскресшего в Иерусалиме и окрестностях

Только Лука и Иоанн объяснили чему посвящены их Евангелия.

Что касается Деяний всё аналогично Евангелию от Луки.
В западном варианте Деяния более расширены, есть дополнительные вставки.

Лука сам делает связь между Евангелием и Деяниями.
Если Марк погружает нас в сумрачную атмосферу, то Лука показывает нам освещенный мир для понятного греческого мира, в более красивых тонах.

Лука претендует на историчность в том, чтобы описать всё последовательно.

Лука сознательно перенимает торжественную дикцию сиптуагинты.

У Луки нет последовательной христологии.
Лука сразу задаёт тон, чтобы читатель понимал, что происшедшее есть продолжение Ветхого Завета.
У Луки очень большой акцент ставится на Духа Святого.
Большую роль так же занимает положение раба, послушного господину.
Лука привязывает Иисуса к Моисею (воздвигнет Пророка как меня, Его слушайте). Это показывает легитивность церкви на основании приемственности Иисуса.
Лука подчёркивает невинность Иисуса. Только у Луки второй распятый обвиняет второго, оправдывая Иисуса.
У Луки верный признак рождение свыше – умение жертвовать. В частности финансами.
Лука больше других делает акцент на исторических событиях.
Лука дистанцирует пришествие Христа.


Евангелие от Иоанна и послания.
Учёные спорят был ли это один автор или несколько, но все уверены, что это продукт одной общины.
В Евангелии Иоанна нет ни одного нравственного учения, которое присутствует у синоптиков. Иисус вообще не учит, но открывает тайну, что Он есть тот, кто пришёл от Бога.
Несколько раз говорится, что община должна соблюдать заповеди Иисуса. Но содержание этих заповедей не сообщается.
Нигде в Иоанна нет авторитета закона Торы. Всё действие, все вопросы связаны с христологией.
У Иоанна всё направлено на саму общину, очень «сктантский» характер. Отделенность и отчужденность от мира.
Понятие любви в этом евангелии имеет проблемы: он не призывает любить врагов, ближних, но своих.
Иоанн делает акцент на том, что Иисус – предсуществующий Логос.
Неоднократно говорится, что Он сошёл с небес. Иисус противопоставляет Своё небесное происхождение происхождению иудеев.
На общине в первую очередь лежит цель прославить Иисуса.
Община должна во всём поступать как Иисус.
В этом евангелии Иисус почти ничего не делает, кроме того, что говорит высокие речи о Своей роли и творит чудеса. Вполне возможно, что Иоанн ожидал от общины чудес. Об этом говорит и обетование Иисуса.
Любовь в общине – это не просто теплые чувства, но и действия.
Эсхатологический суд Божий уже совершил как результат пришествия Иисуса в мир.
Тот, кто знает Иисуса как посланника Отца, уже имеет вечность. Физическая смерть не имеет особого значения.
У Иоанна община живёт в полноценной эсхатологической жизни.
Любовь внутри общины – знак и залог того, что люди в общине свободны от смерти.

Учение Иоанна о Параклете.
Община не оставлена и не осиротевшая. Параклет пребывает именно среди общины.
Параклет учит учеников напоминать об учении Иисуса.

Иоанн не приследует цели быть хророшим историком. Он делает большой акцент на эсхатологии.

Компромисс и приспособленчиство невозможны для Иоанновой общины.
Иоанново представление отличается равенство, но есть редкие исключения. Любовь должна быть равной между христианами, но возможно и особое отношение.



Послания Павла
Из 27 новозаветных книг примерно половина подписана Павлом.
Есть 7 бесспорно Павловых посланий. Их называют протопаулинскими. Они представляют собой самые ранние книги Нового Завета. 1-Фессалоникийцам, Галатам, Филипийцам, Филимону, 1,2-Коринфянам, Римлдянам.
Есть второпаулинские послания, о которых спорят писал ли Павел. 2-Фес., Ефесянам, Колосянам, Пасторские послания.
Первые христиане не были настроены на долгое время ожидания Христа, поэтому 21 одна книга из 27 – послания.
Павел – самая главная фигура в христианстве после Иисуса.
Павел родился в 5-10 году нашей эры в правлении Августа.
Павел – это римское имя. Савл – еврейское.
Павел не пишет где родился, но был гражданином Тарса. Там он вырос и получил образование. Он знал хорошо Писание и второканонические книги. Учился у старейшины Гамалеила.
Павле был подотчетен Антиохийской церкви.

Путешествия Павла
Первое путешествие 45 -49 года
Апостольский собор в Иерусалиме по вопросу язычников 51
Второе путешествие 51 -54
Третье путешествие 54-58
Смерть Павла 58-67

Павел был прежде всего миссионером. По всему средиземноморью он организовывал маленькие общины.
Послания Павла дошедшие до нас в составе Нового Завета – это его пасторское общение с миссионерскими общинами. Все послания, кроме Римлянам, были посланиями церквям, которые он сам основал. Они были знакомы с его учением и поэтому многие вещи не оговариваются.

Первое письмо Фессалоникийцам.
Как самый древний из сохранившихся текстов этот документ имеет особое значение для понимания христианства. Хотя этим посланием часто пренебрегают так как в нём нет великой Павловской темы – оправдание верой. Здесь мы слышим раннего Павла, который ещё не прошёл через галатийский кризис. Его мировоззрение постепенно развивалось. Для рассмотрения любого послания нужно рассматривать в каких обстоятельствах оно писалось.
В этом послании особо подчёркивается эсхатологическое чаяние, сильное ожидание Христа. Павле представляет церковь как народ, который Господь готовит к полноте Его царства.
Эсхатологический мотивы всплывают в 4 главе, где Павел делает акцент не на бессмертии души, а на воскресении в новом теле и воссоединении с умершими.
Эсхатологическое ожидание должно сопровождаться делами.

Послание к Галатам
Галатам  - это вылитый Павел. Здесь он говорит то, что у него на уме. Страстно. Здесь он отбрасывает всякую дипрломатию и открыто обличает Галатийцев. Это письмо настаивает на радикальных переменах.
Лютер называет это письмо своим любимым посланием.
Проповедь по Галатам принесла мир в сердце Весли. Других же это смущает.
Датировка 54-55 года. Возможно писалось в Ефесе. Адресаты: в районе Анкиры.
Здесь в ступительной части Павел называет себя Апостолом.
Павел о многих и многом говорит в уничижительной форме.


Письмо Филипийцам
Датировка. Если из Ефеса 56 Рим 61-63 Кесария 58-60
Адресат: Филипп, армейский колониям
Во многом это самое притягательное письмо Павла, где больше всего показывается его забота о церкви.
Оно содержит одно из самых известынх описаний Христа, Который принизил Себя.
Павел не впал в уныние не смотря на страдания. Пребывание под арестом не легко, но это способствует благовестию. Арестом на него навеяны мысли о смерти. Он говорит о том, что лучше для него уже умереть. Павел так же говорит о разделении страданий Христа.
Многие полагают, что это послание – самое прекрасное из Павловых. Его называют посланием хороших вещей и радости.

Письмо Филимону
Датировка 55 Из Евеса 58-60 Кесария 61-63 из Рима
Филимону и Апии и его домашней церкви.
Это самое короткое из писем Павла.
Павле обращается к главе домашней церкви, говорит как узник и просит свободы для другого человека.
Существует, что этот беглый раб Анисим стал одним из епископов Ефеса.
Именно это послание после поощряло отказываться от рабовладельчества.

1-послание Коринфянам
Датировка 54-57 год из Ефеса
Контакт Павла с Коринфом длилось 10 лет. Самые большие послания написаны им. Это самая проблемная церковь. Как ни парадоксально, диапозон этих проблем делают переписку чрезвычайно поучительной для современных церквей.
Почти 4 главы посвящены разногласиям или фракциям.
Павел показывает, что его волнует не внешние вещи в мире, но грех внутри церкви.
Павел здесь показывает власть отлучать.
Показывается превосходство быть безбрачным.
Говорится о покрытии головы для женщин и для мужчин.
Говорится о правильном принятии вечери.
Дар говорения языками был причиной основного соперничества в корифеской церкви.
Павел утверждает, что больше говорит языками, чем его адресаты. Но при этом не совсем понятноо каких языках он говорит. Предлагает 2 толкование: неразборчивое борматание; говорение на иностранных языках, которые человек не изучал.
Именно Лука, не Павел, указывает, что дар Духа Святого дан.
Харизма, которую описывает Павел – этог дары Бога, которые не всегда имеют эмоциональное проявление.
Павел уводит от супердуховности в сторону любви.

2-Коринфянам
Датировка: Конец лета, начало осени 57 года, написано в Ефесе
Сомнений в авторстве Павла нет, но некоторые учёные дробят на несколько независимых частей из-за наличия резких переходов.
Это письмо уникаль. Оно показывает стардающего со слезами Павла. Страдающего от своих.

Римлянам
Датировка: Зима 57-58.
Адресовано церкви, в которой Павел не был, но имел там друзей.
Это самоей длинное, самое вдумчивое и бесспорно Павловое послание. Здесь больше аргументируется опревдание верой. Оно играет очень важную роль в христианском богословии.
Сотни тысяч исследований написаны только по вопросу оправдания. Существует очевидное различие между этим посланием и другими посланиями Павла. Основная рпичина этого – это то, что Павел не был в основании этой церкви.
Павле никогда не был в Риме и не знал будет ли. Он писал то, что предохраняет от инфекции. Излагал основы своего учения. Он хотел послать этой церкви, которое воздвигнет в них мощный храм веры, способный противостоять любой заразе.
Это послание – Эверестом теологии Павла.

2-Фесалоникийцам
Место написания: Коринф (при условии написания Павлом)
Адресаты: Фесалоникийцам (при  условии написания Павлом)
Сходство формы первого и второго писем поразительно схожи.
Из-за того, что второе послание во многом повторяет первое, думают, что это писал не Павел, а человек, вдохновленный им.
Второе Фессалоникийцем более официально чем первое. Предложения длинее.
Двояко расценивают концовку послания, так как оно может быть попыткой убедить адресата в авторстве.
Самые жаркие споры идут вокруг понимания человека греха. Спорят кто это такой.

Колосянам
Дата: 61-63 года
Место: Рим
Если не Павел: 80 года, Ефес
Церковь как Тело Христа здесь показывается особо.
Отличия в Христологии, Эклессиологии от Павлово.
Нет темы оправдания через Христа. Мелькает кратко.

Ефесянам
Написание: 60 годы; 90 годы если не Павел
Оно стоит очень высоко среди Христианского богословия. Называют «королевой посланий».
Оно более привлекает своей простотой понимания.
Величайшим интерптритатором апостолов называют автора послания.
Идея, заложенная в этом послании превосходит все остальные послания. Оно внутренне связана с Посланием Колосянам и говорит о полноте во Христе.
Основаня мысль послания состоит в том, чтобы соединить всё во Христе. \
Христос – посредник Божьй для восстановления отношений Бога с людьми. Церковь – то, через что Христос примиряет людей с Богом.



Пасторские послания (1,2-Тимофею и Титу).
Среди учёных ведутся споры написал ли эти послания Павел.
В начале 18-го века было дано им это название. Именно попечение над общиной показывают, что они пасторские.
Последовательность написания: Титу, 1-Тимойею, 2-Тимофею. От менее развитой организации к более развитой.

Письмо Титу.
Датировка: около 75года. Если не Павел писал, то в конце первого – начало второго века.
Адресат: Тит.

1-Тимофею.
Ни в одном из двух посланий нет упоминания о существовании других посланий и ничто не связывает их. Неизвестно какое из них было написано первым.
Датировка: Около  65 года. Если псевдонимное, то конец первого века.
Адресат: Тимофей в Ефесе.

2-Тимофею.
В данном письме нет данных, что адресат знал о послании Титу или Тимофею.
Датировка: 64 год, либо 66-67.

Цель написания этих посланий, чтобы адресат знал как поступать в доме Божьем.
Даются конкретные наставления, которые могут пригодиться молодой церкви или молодым служителям.
Наставление сохранить и передать другим то, что передано тебе. Передать это в том же виде. Делается акцент на артодоксальности.
Есть указания на то, что в то время был акцент на учении, а волнительное ожидание Христа ушло в прошлое.

Эгзетесис – состязание, имеющее значение теоретического размышления. Автор послания часто использует это слово, так как размножились те, кто придерживается этой ереси.

Против Павлова авторства: Очевидный словарь на греческом. Одна треть слов – это совсем другой словарный запас, чем в остальных.  

Если бы автором не был Павел, то скорей всего он не стал бы говорить о Павле, как о первом грешнике, но подчёркивали бы его святость.
Всё второе послание наполнено такими личными деталями, что его мог написать только Павел.

Послание к евреям
Это одна из самых выразительных книг Нового Завета.
Во всех отношениях это послание представляет загадку. Здесь нет никакой информации, которая сказать об авторе, месте и времени написания.
Примерно 60 год.
Адресат: неизвестен. Возможно это христиане, которых привлекает иудейские ценности. Мало кто придерживается, что писал Павел. Вероятно, что послание вышло из ближайшего окружения Павла. Тертулиан предполагал, что это мог быть Варнава, Лютер, что это был Аполлос. Так же Сила или Лука.
Для Павла религия была тем, что единило его с Богом. Для других – это то, что давало образец по которому нужно строить свою жизнь.
Автор послания к евреям понимал религию как вход во святое святых, в присутствие Бога посредством Христа.

Адресаты: письмо отражает 3 стадии, 2 из которых уже прошли.
Возможно оно было обращено группе евреев в Иерусалиме. Или тем, которые бежали из Иерусалима, чтобы не принимать участия в восстании против Рима.

Тринитарные противоречия – споры о Троице.



Соборные послания (Иакова, Иуды, 1,2-Петра, 1-3Иоанна).
Их так называют со времени Евсевия. Они считались особенно в восточном христианстве. Считалось, что они обращены ко всей церкви.

1-Петра.
Датировка 60-63 года.
Адресаты: где-то на севере малой Асии.
До недавнего времени мало кто высказывал мнения против подлинности послания.
Это послание называют самым трогательным посланием времён первых гонений на христиан.
Самая важная мысль – ожидание Христа.

5 главных идей ранней церкви (киригма):
- День исполнения наступает, век Мессии наступил. Это последнее слово Божье. Устанавливается новый порядок в новом братстве.
- Новый век наступает через жизнь, смерть и воскресение Христа, которое есть прямое исполнение ветхозавтеных пророчеств.
- Через воскресение Иисус был вознесён одесную Бога и Он Мессианский глава нового Израиля.
- Цель мессианских событий вскоре достигнет своего завершения. Когда Иисус вернётся в славе и будет судить живых и мёртвых.
- Всё это служит основанием бля того, чтобы призвать людей к раскаянию, предложив им прощение, Святого Духа и обетования жизни вечной.

Послание Петра написано на превосходном греческом языке. Язык этого послания превосходит даже Павла. 
Послание само даёт ключ к решению этой проблемы. Пётр сам говорит, что написал это послание через Силуана.
Послание было адресовано язычникам. Не затрагивается вопросы закона.

Послание Иакова.
Лютер назвал это послание посланием из сломы.
В наше время этому посланию воздали должное, заметив его социальное значение.
После 62 года если после смерти Иакова.
Написано в форме письма 12 коленам Израиля в рассеянии.
Автор: Иаков, брат Господа. Но кто-то считает, что автор тот, кто преклонялся перед личностью Иакова.
Это послание только после упорной борьбы был включён в Новый Завет.
В послании вообще нет ничего о воскресении Христа или представлении Его как Мессии. С другой стороны очень близко это послание с Евангелием от Матфея, где идёт учение Иисуса о том, чтобы любить друг друга.

Послание Иуды.
Польшинство современных читателей считают, что это послание больше примводит в замешательство, чем приносит пользу.
Дтировка: 50 годы.
Адресованно возможно Иерусалимской церкви.
Сложно определить кто автор.
Это послание только в 4 веке получило должный статус, чтобы войти в Новый Завет.

2-Петра.
Скорей всего это псевдонимное послание, написанное самым последним из всех книг Нового Завета. Примерно в 120-130 годах.
Около 60% слов отличаются от первого послания. Язык отличается.
Это послание гормонизирует авторитет Петра и Павла.

Откровение.