«Долгожданная победа постсоветского времени
– свобода вероисповедания каждого человека, - положила начало религиозному
возрождению народов Средней Азии».
Среднеазиатский
ислам – явление синкретичное, насыщенное традициями других верований, именно
здесь в Средней Азии нашли убежище буддизм, зороастризм, христианство и так
далее. Плюс культура и история.
Средняя Азия
считается древним центром человеческой деятельности. Более 1000 лет назад в
горах Тешик Таш обнаружены свидетельства логического церемониала, возможно
культу солнца. Во многих горах есть изображения сцен охоты, животные,
ритуальные танцы и т.д.
В Средней
Азии был культ животных и растений. В частности поклонялись козлам и баранам. Поклонение
горному козлу можно обнаружить за несколько тысячелетий до нашей эры, вплоть до
сегодняшнего дня. Обычно рогами таких животных украшали священные места или могилы святых людей. Более того,
древние цари носили головные уборы, где неотъемлемым атрибутом были рога. На
сегодняшний день бездетные женщины приходят на могилы святых и стучат по рогам.
Баран самец (кучкор) выполнял роль защитника. Если в семьях мальчики умирали,
то часто мальчику давали имя Кучкор, что значит Защитник. В Хорезме старались в
каждом доме держать двух баранов, чтобы отгонять злых духов. На сегодняшний
день считается, что если человек съест мясо целебного барана раз в год, то его
грехи будут омыты.
Волк.
По повериям
в тюркском племени, родоначальним которого был Ашила по повериям его вскормила
волчица. Таджики носят половые ограны волчицы, чтобы привлечь противоположный
пол. В Андижане при родах женщине давали кусочек сердца волчицы.
Конь.
Он всегда
олицетворял культ солнца и был атрибутом солнечного божества. У степных племён
конь выполнял священную роль. Известны случаи, когда полководцев хоронили
вместе со своими лошадьми.
Птицы.
У тюрков
водоплавающие птицы считались посредниками между различными частями мироздания
(небо, земля и вода). Считалось, что крик петуха изгонял злых духов.
Среднеазиатская
культура имеет много общего с наследием Месопотамии. Это культура глины и
глиняных строений. Священными деревьями считаются арча, чинара и гранат. Именно
эти деревья чаще всего считались мазарами (святое место). Им посвящали свои
тайны девушки, молодые люди загадывали желания и завязывали ленточки, эти
деревья запрещали срубать и сжигать.
Самой
жизнестойкой оказалась древняя «вера» в дурной глаз, который называется кинна.
Есть очень много «приёмов», как люди стараются избежать сглаза. Это: амулеты
(алла мунчок), булавки, браслеты, ткут специальные орнаменты на коврах,
украшения (больше всего у невест), бозбанд (небольшой футляр, в который
положена молитва от недобрых людей).
На территории
Средней Азии было присуще и идолопоклонство. Начиная с неолита и по сей день
известны некоторые священные идолы (бут), сделанные из дерева, серебра или
золота. Капища этих идолов были богаты на столько, что после взятия Самарканда
после сожжения идолов в пепелище были найдены 50000 золотых гвоздей. В
Самарканде был идол, поставленный на башне и половники, приходящие поклониться
ему уходя пятились назад пока идол не исчезал из поля зрения. В 10 веке в
Бухаре даже после установления ислама ежегодно проводились ярмарки идолов.
У народов
Средней Азии существовало представление о множественности души. Они считали,
что после смерти человек разделяется на три части: часть в небо, часть в
могиле, часть около дома. Поэтому и по сей день покойника не оставляют одного
особенно ночью, в помещении всегда горит свет.
У тюркских
народов, когда хоронили человека, ножом надрезали себе лицо и плакали.
Раньше
происходило сжигание трупов. Осенью сжигали когда опадают листья. Зимой сжигали
когда распускались цветы.
Мифология.
Издревле в
Средней Азии больше всего поклонялись богине земли и плодородия, имя которой
было Анахит. В Хорезме её называли Табит. Это связано в первую очередь с
земледелием. Земледельцы обязаны были кому-то поклоняться.
В городе
Согде был не просто культ, но был центр особого почитания богини Нана (Нанай ). Эта богиня изображалась в виде
царственной женщины с 4 руками, восседала на спине хищного зверя.
Митра. Это
было божество договора, которое следило за верностью между заключенными между
племенами соглашениями. Позже он стал как солнечное божество, сопровождавшее
Солнце в небесном полёте. В Самарканде это божество изображалось в виде поющего
юноши. Какое-то время этот культ соперничал с христианством в Римской Империи.
Зрван. Он
символизировал божество племени. Внешне он изображался как переплетение льва и
змея, символизируя свет и мрак. В христианстве он тоже нашёл отголосок –
Георгий Победоносец, который попирает дракона.
Мифы Средней
Азии имеют непосредственные отголоски с греческой культурой, которые были
завезены к 4 веку до н.э. благодаря завоеваниям Александра Македонского позже
Александра Селевка, который расширил границы до Сырдарьи. Позже она стала
называться как Селевкидская держава. В это время в городах Средней Азии стали
воздвигаться храмы с богами очень похожими на греческих. На сегодняшний день
остатки этого храма можно найти в Таджикистане в Тахти-Сангин.
Отрицательные божества.
Албарсты.
Этот дух был очень опасен для роженницы и ребёнка. Это существо рисовали
карликового роста женщин с распущенными волосами и отвислыми грудями. Если
младенец пососёт из этой груди, то умрёт. Если человек её испугается, то она
его убьёт. Если же человек говорит: Я убью тебя, то она пугается и убегает.
Боится огня и собак.
Пери. Обычно
этих существ изображали в виде красивых девушек, юношей, животных. Люди верили,
что если эти существа будут иметь половую связь с мужчинами, то ему сопутствует
удача, выздоровление. И наоборот. Среди этих существ есть животные, которые
требуют крови жертвенных животных. Не удовлетворив их они могут прогневаться.
Джин. В
отличии от ближневосточных джинов среднеазиатские меньших размеров и обычно
держатся в стаях. Они как мошкара роются в домах. Обитают в заброшенных домах,
кладбищах. Есть обряд, что когда в новый дом вселяются люди, жарят особое
печенье – баорсок. По всей средней Азии плохой славой пользовался грецкий орех.
Считалось, что это было место, где скапливались джины.
Шайтан. Эти
существа могли представляться в образе козы, лисицы или даже огня. Для людей не
рекомендовалось ходить в заброшенные дома и сидеть дома без огня.
Шаманство.
Шаманство
основано на вере в духов, которые населяют окружающий человека мир и пребывают
в живых существах в виде души.
Основной
признак шаманизма считается вера в необходимость особых посредников между
людьми и духами.
Среднеазиатский
шаманизм имеет тюркские и иранские корни. В настоящее время шаманы в начале
обращаются к Аллаху или к разным святым, а потом к своим «духам помощникам».
Сами духи покровители представляются в образе мусульманских святых, имеющие
определенные предметы (камча, сито, посох и т.д.). Шаманы бывают как мужского,
так и женского пола, но самыми сильными считаются женщины шаманы, которых
называют баксы. Неотъемлемой частью шаманизма является экстатические вещества.
Зороастризм.
Заратуштра
(по гречески Зороастр) – основатель. Был реально существовавший
священнослужитель, который считался «реформатором» своего времени. Он сумел
создать религиозную систему очень жизнеспособную и привлекательную для людей.
Многие учёные склоняются, что это был реально существовавший человек выходец из
Центральной Азии. Говорят что он получил несколько духовных посланий, смысл
которых заключался в проповеди об Ахурамазде, являющегося богом света. К
сожалению учение Заратуштры не нашло поддержку и после скитаний он нашёл прибежище
у восточно иранского царя. Была написана священная книга Авеста. Зороастризм
повлиял на будущие религии. Основной смысл зороастризма есть дуализм.
Если в
Персии зороастризм стал государственной религии, то в Средней Азии он нашёл
отражение в местных культах. Погребалный обряд: труп человека выставлялся на
специальном сооружении, которое называлось дазме на съедение собакам или
птицам. Приблизительно в 7 веке вне города Самарканд жило около 200 семей,
которые занимались этими погребальными услугами. После года останки собирались
и совершался погребальный обряд. Люди верили, что кости хранят душу умершего,
поэтому их складывали в специальные гробики.
Зороастризм
предусматривал праздник Навруз (Новый год). Прежде этот праздник назывался
Ахура-Мазды. На этот проводили гадания на проросших зёрнах пшеницы и подавали
сумаляк. Одевали новую одежду, красили яйца, устраивали праздники, засеивали
поля.
Манихейство.
Основатель
учения – Мани. Предположительно он родился в Вавилоне в 216 году до н.э. В 24
года он начал свою проповедь и одним из первых учеников был его отец. Мани
считал, что все религии похожи по своему происхождению, но искажены
человеческим недопониманием. Поэтому он был послан для того, чтобы привести всё
в порядок. Манихейство соединило в себе основополагающие догмы всех
существовавших религий зороастризм-дуализм, буддизм переселение души. Он считал
себя посланником небесного света. Молитвы манихейцев были обращены единственным
совершенным творениям – солнцу и луне. Основополагающей целью признавалось
освобождение душевного света, окруженного телесной оболочкой. Считалось, что
человеческие души переселяются из одного состояния в другое, поэтому ко всему
творению нужно было относиться осторожно. Излишнее мытьё тела считалось
тревожить душу веру. В Средней Азии манихейство было распространено в городе
Мерва, Самарканде, в котором аж вплоть до арабского вторжения была секта,
имеющая большую силу. Средняя Азия «экспортировала» манихейство в восточный
Туркистан, Китай и Центральную Азию. В Европе идеи манихейства были поддержаны
альбигойцами и богумилами.
Мировые религии в Средней Азии.
Буддизм
Буддизм зародился приблизительно в середине первого тысячелетия до
н.э. на севере Индии. В то время страна переживала различного рода кризисы и
давления со стороны брахманизма. В то время появилось большое количество
бродящих аскетов, которые предлагали своё виденье мира.
Большинство исследователей считает, что основатель буддизма был
реальной личностью. Сиддхартха Гаутама. Был из знатного рода, но увидев однажды
реальности этого мира решил уйти из дома, чтобы найти ответ на вопрос как можно
человеку освободиться от страданий. Ответ он нашёл благодаря озарению, когда он
сидел под деревом. Имя «Будда» означает «Просветленный». Он стал проповедовать,
приобрёл учеников и в течении 40 лет проповедовал в северной и центральной
Индии.
Основание
буддизма.
1. Вся
жизнь человека – это страдание. Из-за непостоянства и преходимости всех вещей.
Все они «пожирают» сами себя и «горят».
Пламя символизирует скорбь и страдания.
2. Причина
страданий – наше желание. Оно возникает, потому что человек привязан к жизни и
к её благам. То есть до тех пор, пока человек будет жаждать жизни он обречён на
страдания.
3. Чтобы
избавиться от страдания нужно избавиться от желания. Это возможно только в
результате достижения нирваны (угосания страстей и прекращения жажды). Чуть
позже нирвана стала пониматься как блаженство.
4. Чтобы
избавиться от желания нужно следовать восьмиричным путём спасения. Оно
подразумевает под собой 8 состояний, овладев которыми человек очищает свой ум и
приобретает спокойствие.
a. Правильное
понимание. Подразумевает, что мир полон страданий и скорби.
b. Правильные
намерения. Означает определить свой путь и ограничить себя.
c. Правильная
речь.
d. Правильные
поступки.
e. Правильный
образ жизни.
f.
Правильные усилия. Следить за своими мыслями,
отгоняя всё злое, настраиваясь на доброе.
g. Правильные
помыслы. Означает, что наша плоть – зло.
h. Правильная
сосредоточенность. Терпение в тренировках, созерцание и углубление в истине
Первые 2 состояния – Достижение мудрости, 3-5 –
Нравственность, последние 3 - Дисциплина ума.
Первые последователи будды образовывали
небольшие общины. Их называли бхикшу, что означает "нищий".
Постепенно эти общины образовывались в
монастыри, в которых были свои уставы.
Первый буддийский собор был создан после смерти Будды, на котором происходила канонизация его учения.
Первый буддийский собор был создан после смерти Будды, на котором происходила канонизация его учения.
Существует 2 основных направления буддизма.
1. Хинаяна. Подразумевает под собой:
- монашеская жизнь
- Личные усилия для спасения
- Отсутствие поклонения святым
- Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана
- Отсутствуют обряды и мания
- Отсутствие массовой культуры
2. Махаяна
- Личное благочестие человека приравнивается к
монашеской жизни
- есть святые, которые помогают простым людям
- поклонение святым
- есть понятие рая (добрые дела) и ад
(наказание за грех)
- есть обряды и магия
- есть скульптурные изображения Будды и святых
Учение буддизма изложено в ряде канонических
сборников. Центральным местом является Трипитака (три корзины).
Буддизм учит о цикле воплощений.
Буддизм неотъемлемо связан с понятием карма.
Карма означает конкретное воплощение закона, возмездие или вознаграждение за
конкретные дела. Карма представляет собой совокупность индивидуальности души,
которые распадаются при смерти. Карма же продолжает свой путь и приводит к
новым существованиям. Человек продолжает существовать не в силу бессмертия
души, а в силу неуничтожимости его дел. Поэтому она принимается как за
материальное, из которой возникает всё живущее.
У них есть свои обряды и праздники.
Буддизм широко распространился в Центральной
Азии и представлял оффициальную религию. Жители Центральной Азии
сагдийцы, парфяне, стали не только адаптами, нт и посланниками буддизма.
На территории Средней Азии существовали
буддийские монастыри. В городе Термезе.
Самый хорошо сохранившийся памятник есть в Таджикистане Курган-Тюбе. 12 меировая статуя Будды. В Самарканде в 8 веке был моностырь с одним монахом.
Буддизм повлиял и на исламскую культуру. Например мелрассе имели духовную культуру и наследие от буддизма. Вероятнр, что название города Бухарм произтшло от Вихара, что означает монастырь. Так же использрванием техники медитации буддизм повлиял на ислам.
Буддийская иконография нашла отражение с арнаментах, котрпые использовали дальше. Буддийский лотос переплетается с изреченмями ищвестных мусульман и писалисьна мавзолеях. Свастика как декор.
Самый хорошо сохранившийся памятник есть в Таджикистане Курган-Тюбе. 12 меировая статуя Будды. В Самарканде в 8 веке был моностырь с одним монахом.
Буддизм повлиял и на исламскую культуру. Например мелрассе имели духовную культуру и наследие от буддизма. Вероятнр, что название города Бухарм произтшло от Вихара, что означает монастырь. Так же использрванием техники медитации буддизм повлиял на ислам.
Буддийская иконография нашла отражение с арнаментах, котрпые использовали дальше. Буддийский лотос переплетается с изреченмями ищвестных мусульман и писалисьна мавзолеях. Свастика как декор.
Христианство.
В распространении христианства па востоке
решающее значение имели торговые пути. Уже в 4 веке начинается массовое
движение христиан на востоке Средней Азии, м в 334 годв в городе Мерва
(Туркмения) был первые христианский епископ. Посое третьего вселенского собора
нестриане бежали в Среднюю Азию, Индию и Китай.
В 4 веке в
Самарканде была христианская община с епископом. Недалеко от Самарканда в
городе Ургут было место с поселением христиан. Так же было и в городе Минкент.
Несториане
остались «живыми» даже при нашествии арабов. Покупали свои жизни ценой
материальных средств.
Первый
известный архитектурный христианский памятник никрополь находится возле города
Мерва. В Ферганской долине были в ходу монеты с изображением византийских императоров
7-8 веков. Нисториане были учителями великих арабских философов и мыслителей.
Считается, что первыми переводчиками на арабский язык были именно христиане.
Христианство
на территории Центральной Азии по преданию православия было привнесено Апостолами
Фомой и Андреев. Апостол Фома прошёл через центрально азиатский край в Индию, а
Андрей побывал на территории современного Казахстана и Узбекистана.
Распространение христианства в Центральной Азии традиционно связывают с
гонениями на христиан, торговлей и войнами. Наиболее ранним считается сообщение
о христианах в городе Мерва.
Ислам.
Возник в 7
веке на Аравийском полуострове.
5 столпов
Ислама:
1. Аш-шахара
(исповедание веры. Единобожие и признание пророческой миссии Мухаммеда.
2. Ас-салат
(молитва)
3. Ас-саум
(пост)
4. Ас-закат
(помощь бедным)
5. Ас-хадж
(поломничество)
Позже был
добавлен Джихад, который означает, что когда мусульманин отдаёт всего себя для
того, чтобы восторжествовала его религия. Есть джихад сердца, который означает
борьбу против своих дурных наклонностей. Есть джихад языка, что означает
запрещение порицаемых слов. Есть джихад рук, который означает дисциплинарные
меры к преступникам. Есть джихад меча, которая означает вооруженную борьбу
против неверных.
С середины
7-го века началось арабское вторжение в Среднюю Азию. В это время арабы
захватывают большую территорию Средней Азии, в том числе и Маверанахра
(территория между Амударьёй и Сырдарьёй). Одновременно с захватом территории
они насаждают ислам. Среди них большая роль принадлежит Кутейбе-ибн-Муслиму,
который становится арабским наместником. Он полностью старается подчинить
захваченные земли арабскому халифату. Он три раза обращал Бухарцев в ислам, но
они оставались неверными. Жёсткий террор, убийства, поджоги сопровождали
обращение. Местное население выступило с оружием в руках против захватчиков.
Среди них выделяется восстание Муканы (носящий покрывало). Это прозвище было
ему дано, якобы, потому что его лицо было озарено славой и ему приходилось
прятать его под покрывало. Они не только с оружием в руках выступали против
арабов, но и учили и проповедовали веру в переселение душ божественной
субстанции (зараостризм). Это движение имело успех. Позже стало называться как
движение людей в белых одеждах. Арабская армия положила конец захватив город в
котором находился Муканна. Он отравил своих жён, зарубл слугу, а сам бросился в
огонь. После этого ислам крепко утвердился в Средней Азии. Распространение
ислама способствовало его адаптация к местным верованиям (культ святых, навруз
и т.д.). Так же арабы мирным путём через торговлю, проповеди распространяли
ислам. Те люди, которые принимали ислам освобождались от налогов. Например в
Бухаре тем, кто приходил на пятничную молитву давали 2 драхмы. Как следствие,
ислам стал быстро распространяться среди бедных слоёв населения.
9-10 века
является господством Ислама в Средней Азии. После этого происходит падение или
распад.
Монголо-татарское
вторжение.
Уже в 12
веке ислам лишился своего господства в Средней Азии. Монголы для многих народов
и государств являлись полной катострофой, истреблением культуры, духовным
упадком и так далее.
Но в Средней
Азии монголы показали «прекрасный пример» многоконфессионального государства.
Монголы одинаково относились ко всем религиям, одинаково освобождали от
некоторых податей и повинностей. Но уже в 14 и 15 веках монгольские ханы
обращаются в ислам. Поэтому вновь первенство принадлежит исламу.
Вторая
половина 14,15 веков во время правления Тимура ислам безоговорочно господствует
в Центральной Азии. Тимур как дальновидный политик использовал религию в своих
целях. Он предавал большое значение связям с Меккой, приглашал пророка Сейида
(потомок пророка Береке). При его правлении ислам достиг своего процветания на
просторах Средней Азии. Он был принят официальной религией Бухарского,
Хивинского, Кокандского ханств. По статистике на каждые 50 мужчин приходился
один священник.
Провославие
19 век
Средняя Азия. Время коллонизаций Царской России.
Русская
армия легко завоевала Среднюю Азию из-за плохой вооруженности и междуусобных
войн.
В начале
царская администрация не вмешивалась в религиозные дела. В 1898 году в городе
Андижан произошло восстание, которое поменяло взгляд царской России на ислам.
Был установлен контроль над мечетями, медрессе. Одновременно предпринимались
попытки насаждения православия и переселения русских в Центральную Азию.
Российская
администрация положила конец вражде между суннитами и шиитами. Уже в начале 20
века уже проживало 1,5 миллиона православных русских. Епархия находилась в
городе Верный. Насчитывала 70 церквей, 2 монастыря (женский, мужской). Так же
царская администрация помогала Немецким колонистам (менонитам) осваивать
территории Хивы и Ташкента.
Джадид.
Движение за
просвещенный ислам.
Среди
интеллигентных татар Крыма и Поволжья зародилось это движение.
Основная
идея его заключалась в объединении мусульман Российской Империи.
Они начали
своё движение с реформ мусульманских школ, добавлением светских наук. Уже через
25 лет с начала этого движения оно было подхвачено и в Средней Азии. В
Ташкенте, Андижане, Коканде и Самарканде действовало 25 таких школ (мактаб).
Возникала своя мусульманская элита (Ахмад Дониш, Фуркат, Муккимий, Аини и
т.д.). Они не только двигали просвещение в массы, но и затрагивали политическую
и экономическую жизнь страны.
Абдурауф
Фитрат сказал:
«Нет
никакого сомнения в том, что хотя люди и исповедуют различную религию, и живут
в различных странах, и принадлежат к разным племенам и нациям, все они являются
детьми одного и того же рода человеческого. Говоря иначе, они – братья. А раз
так, то все они должны любить и уважать достоинство друг друга. И должны
вызвать к жизни эру всеобщего братства».
Однако,
ортодоксальное духовенство восприняло реформаторские идеи как богоотступничество.
Бухарский эмир в 1918 году зарезал 3000 джадидов. А чуть позже слово «джадид»
стало приравниваться к слову «националист» и «смертный приговор».
Существует 2
основных направления в исламе:
Сунниты и
шииты.
Сунниты
признают законы первых четырёх халифов, достоверность канонических сборников –
хадисов, отрицают возможность посредничества между Аллахом и человеком после
смерти Мухаммеда, считают себя ортодоксальными или правоверными. Большая часть
Средней Азии – сунниты.
Шииты.
Отклонились от основного направления в поддержку халифа Али и его сыновей
Хусейна и Хасана. С 16 века это самостоятельное направление в исламе, ставшее
государственной религией Ирана. Они признают только те хадисы, которые
возвещались халифом Али и его сторонниками. Везде, где присутствует изображение
льва с саблей является показателем, что страна или человек придерживается
шиитского течения.
Исмаилиты.
Это шиитская
секта, которая возникла в 8 веке. Основоположником является Исмаил, старший сын
имама Мусы аль Кадима.
Суфизм
Основная
идея суфизма – всё есть Бог, отождествляя Бога со вселенной. Согласно учению
божья сила распрастранена по всей вселенной, человек – носитель божественного
начала, поэтому он может обладать этой силой.
Суфий
означает аскет.
Во главе суфийской
организации стоит старец наставник (Пир), который ведёт учеников по особому
мистическому пути, который называется тарикорт.
Суфии иногда
используют гипноз и телепатию.
Суфии
объединяются в братства, практикуют религиозные откровения (зикр), повторяя
одну «формулу» восхваления Аллаху, песнопения и музыки.
Существует
несколько суфийских орденов.
Ясавия и
Кадырия.
Ясавия.
Основоположник этого ордена является Ахмед Ясавий. Тюркский мистик 12 века,
прошедший курс суфизма, считающийся вторым после Мухаммеда.
Культ
святых.
Особой
популярностью пользуется мазар, связанный с именем Али (зять пророка
Мухаммеда). В Средней Азии есть более 40 мест, где «побывал» этот халиф Али. Но
согласно истории этот Али никогда не был в Средней Азии, но его могилы есть
везде, в том числе и в Фергане (Шахи Мордан).
Культ Али
распространился не только у Шиитов, но и у Суннитов.
Так же очень
популярен среди жителей Ферганской далины культ Сулеймана (Соломон). У
Сулеймана был перстень с печатью в форме маген давида, который считается у
мусульман сильнейшим талисманом.
Большой
известностью пользуются легенды об Аюбе (Иов).
«Народный
ислам» ассимилировал в себе языческие обычаи, послания горам, камням, деревьям.
Потому что в Узбекистане 60% мазаров – это места естественного происхождения.
Вместо
многочисленных языческих богов и духов заняли мусульманские святые. Большая
частью которых представлена суфиями, потому что одна пятая часть связтых мест
связана с именами этих суфиев. Их гробницы считаются как источники божественной
благодати.
Культура и наука в Средней Азии.
9-12 века
восток становится «раем» для учёных.
Известно,
что Бухара, Самарканда, Термез, Ургенч были настоящими центрами цивилизации.
Своими научными достижениями в некоторых областях Восток обогнал Запад.
Медресе,
построенные Улугбеком украшала надпись: «Стремление к знанию – обязанность
каждого мусульманина и мусульманки».
Первый
медресе был построен в городе Мерва, после которых один человек сказал: «Самая
бесполезная вещь, пожирающая богатство верующих – строительство».
Советское время
В советское
время люди пытались строить светлое будущее посредством человека и его
способностей. Была «вера в коллективное спасение» под руководством
коммунистической партии. Подобные идеи стали насаждаться и в Средней Азии.
Местное население выступило против организовав движение, которое позже стало
называться басмачеством. В Средней Азии к концу 20-х годов были физически
уничтожены или сосланы в лагеря представители исламского духовенства. Любая
вещь, написанная на арабском языке считалась пропагандой ислама. Национальные
языки стали переводить с арабского на латынь, а за тем на кириллицу.
Общеобразовательные школы стали носить европеизированный характер. Поднялось
движение Худжум против паранджи и за освобождение женщины.
В период с
1927 по 1953 года в Средней Азии было репрессировано 30 миллионов человек.
Примерно 8 миллионов погибло.
Возрождение
Большая
часть населения Средней Азии считают себя мусульманами.
В последнее
время стал развиваться радикальный ислам. Возникновение ваххабизма относят к 18
веку. Оно возникло на основе учения Мухаммеда ибн Абдал Ваххаба, согласно
которому все люди равны пред Богом и никто не может быть посредником между
человеком и Богом, никому кроме Бога не дано знат тайны человека, поэтому
бесполезно обращать молитвы к святым и пророкам, не нужно ходить в святые места
и не нужно совершать паломничества в Мекку. Радикальное место в очищении ислама
они видят место войне джихада против многобожников и мусульман, которые
отступили от раннего ислама. Для ваххабизма характерен фанатизм и экстремизм.