Деяния Апостолов (Духа Святого) или ранняя Церковь.
Воскресение Иисуса.
Значение воскресения:
Это одна из основных те
раннехристианского послания (Деян 2:14-36).
Основной задачей апостолов в
раннехристианской общине было не управлять и не руководить, но свидетельствовать
о воскресении Иисуса Христа (Деян 1:22, 4:33).
Во всех проповедях первых глав
книги Деяний воскресение остаётся центральной темой (Деян 3:14-15).
Факт воскресения:
1. Иисус умер.
2. Надежды учеников умерли вместе
с ним.
3. Вдруг разочарование и вялость
учеников превратились в уверенность.
4. Пустая гробница.
5. Вера в воскресение. Что-то
случилось, что ученики поверили в воскресение Иисуса. Не вера учеников породила
рассказ о воскресении, а событие, на котором основан этот рассказ, породило
веру.
Природа
воскресения:
Воскресение Иисуса не было
возвращением физической жизни мёртвому телу. Это возникновение жизни нового
порядка. Это воплощение вечной жизни во времени и в пространстве. Это начало
эсхатологического воскресения (1Кор 15).
Воскресение Иисуса было телесным,
но тело это было новым и обладало иными качествами, чем до смерти.
Воскресение Иисуса это внедрение
в историю чего-то принадлежащего вечности.
Воскресение Иисуса это
эсхатологическое событие, произошедшее в истории, и приведшее к возникновению
христианской Церкви.
Эсхатологическая керигма.
Основные темы
ранней проповеди:
-
настало время исполнения пророчеств (Деян 2:16, 3:18,24);
-
всё это произошло через служение, смерть и воскресение Иисуса (Деян 2:23);
-
после воскресения Иисус был вознесён по правую руку Бога как Мессия, Вождь
нового Израиля (Деян 2:33-36, 3:13);
-
Святой Дух в Церкви - знак силы и славы
Христа (Деян 2:33);
-
мессианский век скоро достигнет свершения, когда возвратится Христос (Деян
3:21);
-
призыв к покаянию, предложение прощения и принятия Святого Духа, обещание
спасения (Деян 2:38-39).
Исторический Иисус.
Киригма была провозглашением
судьбы реального Человека – Иисуса из Назарета. Но её содержание – это не слова
и не деяния Иисуса, они только фон для Его смерти, воскресения и вознесения
(Деян 2:22).
Страдания Иисуса.
Смерть Иисуса соответствовала
определённому плану и предрешена Богом. Страдания Иисуса были исполнением
предначертанного (Деян 2:23, 3:18, 4:28).
Начало воскресения.
Ранняя киригма провозглашала
Иисуса Мессией (Деян 5:42, 8:5, 9:22). Воскресение Иисуса открыло новый век –
век мессианский, в то время, как век грядущий остался в будущем. Век свершения
настал, но день свершения ещё в будущем.
Царство Божье.
В ранних апостольских проповедях
эта тема не основная, но она присутствует (Деян 1:3,6-7, 8:12, 14:22, 19:8,
20:25, 28:31).
Вознесение.
Само воскресение Иисуса было Его
прославлением и вознесением (Деян 1:9, 2:32-33,36, 5:30-31). Основное значение
вознесения – убедить учеников, что явлений воскресшего Иисуса больше не будет.
Царь Мессия.
Вознесение Иисуса одесную Бога
означает Его воцарение как Мессии Царя (Деян 2:30,33-36). В ранних проповедях
подчёркивалось, что во плоти Иисус был Помазанником (Деян 4:27) и пострадал как
Мессия (Деян 3:18). В вознесении Иисус стал Мессией в новом смысле этого слова:
Он начал править как Царь из рода Давида. Иисус Мессия правит, мессианская
эпоха с её благословениями уже здесь, но победа ещё в будущем. Свершение Его
правления произойдёт при Его будущем пришествии (Деян 2:35). Исполнение и
свершение – это два полюса эсхатологической керигмы.
Сын Человеческий.
В Деяниях этот титул почти не
используется (только Стефан). Ранняя Церковь помнила учение Иисус об эсхатологическом
Сыне Человеческом и отождествила вознесённого Иисуса с эсхатологическим Сыном
Человеческим. Ранняя Церковь ждала пришествия Иисуса как Сына Человеческого.
Иисус как Господь.
Вознесение Иисуса означает, что
Он Господь, а не только Мессия (Деян 2:36). Господь – это прежде всего воскресший
и вознесённый Иисус. В ранней керигме Иисус становится Господом. Этот титул
встречается в Деяниях 20 раз. В Деяниях «кюриос» означает одновременно и Бога,
и воскресшего Иисуса (Деян 2:20-21,25,34,39, 3:22). Признание Иисуса как
Господа означает признание Его изначальной Божественности (Деян 2:34).
Святой Дух.
-
книга Деяния это деяния Святого Духа;
-
период ожидания (Деян 1:4-8);
-
Дух – это Дух Иисуса (Деян 16:7);
-
Дух Святой вселяет в учеников силу свидетельствовать (Деян 4:8,31, 5:32, 7:55);
-
Дух Святой задаёт направление их служению (Деян 8:29,33, 10:19, 13:2,4,
16:6-10);
-
Дух Святой наделяет Церковь способность свидетельствовать об Иисусе (Деян 1:8).
Дар Духа даётся в первую очередь за тем, чтобы Церковь была готова
свидетельствовать об Иисусе;
-
всей операцией руководит Святой Дух. Без Духа не было бы никакой миссии;
-
верующие (в основном) принимают Духа, когда крестятся во имя Иисуса (Деян 2:38,
10:43-48);
-
пришествие Святого Духа – это исполнение эсхатологических надежд Ветхого Завета
(Деян 2:16-21). Присутствие Святого Духа ознаменовало начало века Церкви.
Церковь.
Возникновение
Церкви: Пятидесятница.
-
120 учеников крестились Духом в Пятидесятницу и в то же время исполнились Духом
(Деян 2:1-13);
-
эти два термина – крещение и исполнение – не являются синонимами в строгом
смысле, потому что в Деяниях говорится о повторных исполнениях Духом, но о
повторном крещении Духом нигде не упоминается;
-
излияние Духа называют крещением Духом и даром Святого Духа (Деян 1:5, 2:38);
-
дар крещения в Пятидесятницу обещан всем, кто покается и примет водное крещение
(Деян 2:38);
-
иногда крещение Святым Духом принималось не сразу (Деян 8:12,14-17);
-
дар Духа, который был дан во время проповеди Петра в доме Корнилия,
отождествляется с крещением Духом (Деян 10:44-47, 11:16);
-
последователи Иоанна Крестителя приняли Духа Святого (Деян 19:1-6);
-
была иудейская, самарянская и языческая Пятидесятница;
-
обычно крещение Духа давалось в момент принятия спасительной веры, которая в
новозаветные времена проходила практически одновременно с водным крещением,
делавшим верующих членами церкви. Церковь – это творение Божье через Святого
Духа. Существует только одна экклесия, в которую все обращённые, будь то иудеи,
самаряне, язычники, последователи Иоанна Крестителя, вступают посредством
крещения Духом;
-
крещение Духом относится к каждому верующему в отдельности, но это прежде всего
экклесиологический факт;
-
исполнение Духом – это прежде всего личный опыт, который может быть испытан
повторно, и связан с христианскими преданностью и служением (Деян 4:8, 13:9);
-
дар языков в Пятидесятницу имел символический смысл. Он означал, что новое
событие с истории искупления предназначено для всего мира и объединяет людей,
говорящих на разных языках в одну Церковь.
|
|
Иудейская
Пятидесятница
|
Самарянская
Пятидесятница
|
Языческая
Пятидесятница
|
Последователи
Иоанна Крестителя
|
|
Место Писания
|
Деян 2:1-40
|
Деян 8:5-28
|
Деян 10:1-48
|
Деян 19:1-7
|
|
Термины
|
4 – исполнились, наполнены
33 – излил
|
17 – приняли, получили
20 – дар Божий
|
44 – сошёл, пал
45 – дар Святого Духа излился
47 - получили
|
26 – нисшёл
|
|
Сопровождение
|
2 – шум с
неба
3 –
разделяющиеся огненные языки
4 –
говорение на других языках
6-11 –
разные наречия, провозглашение о великих делах Божьих
|
15 – молитва
17 –
возложение рук
|
46 –
говорение на языках, возвеличивание Бога
47 –
получили, как и иудеи
|
6 –
возложение рук, говорение на языках, пророчества
|
Иисус был на Небеса, где Он сидит
одесную Бога и правит как Царь (1Кор 15:25).
Апостол Павел в своих посланиях
изображает Христа не только как Царя Небесного, но и как конкретную
историческую личность.
Павел основывал своё богословие
на откровении, приданиях и Ветхом Завете.
Иисус Господь:
-
преобладающее и самое характерное представление Иисуса – это Господь;
-
главная идея, которую провозглашает Павел – это господство Христа (2Кор 4:5);
-
искренне стать христианином можно только в том случае, если говорящий движем
Святым Духом (1Кор 12:3). Самый явный признак христианина, призвание Христа как
Господа (1Кор 1:2, 2Тим 2:22).
Этот призыв имеет двоякое
значение:
а)
в нём отражён личный опыт призывающего. Такой человек признаёт только одну
окончательную и высшую власть единственного господа Иисуса Христа (Кол 2:6,
1Кор 8:5-6);
б)
такие отношения не только личные или индивидуальные, но в них вступает вся
Церковь целиком. Призывая Иисуса как Господа, исповедующий вступает в братство
тех, кто уже признал Его господство.
-
титул «кюриос» обозначает наделение Иисуса функциями Божества. Исповедание Иисуса Господом
означает спасение (Рим 10:9,13);
-
день Господень стал днём Господа Иисуса Христа, днём Господа Иисуса, днём
Христа (1Фес 5:2, 1Кор 1:8, 2Кор 1:14, Фил 1:6).
-
как Господь вознесённый Христос обладает правами Бога. Престол Божьего суда –
это также престол суда Христова. Бог будет судить мир через Христа. До самого
конца мессианского правления Бог будет править миром через вознесённого
Господа.
Иисус как Сын
Божий:
-
Павел часто говорит об Иисусе как о Сыне Божьем (Рим 1:3-4);
-
отношения Иисуса с Богом Отцом уникальны. Он собственный Сын Бога, Его
возлюбленный Сын (Рим 8:3,32, Кол 1:13);
-
Павел видел в Иисусе Бога. Он рассматривает Иисуса как существовавшего вечно,
ещё до земного воплощения, и даже принимавшего участие в сотворении мира вместе
с Отцом. Он образ невидимого Бога, первенец творения, Тот, в Ком и Кем всё было
сотворено, Тот, Кто объединяет всё существующее (Тит 2:13, 1Кор 8:6, Кол
1:15-17);
-
Сын Божий разделявший с Богом Его созидательную деятельность существовал вечно
(Гал 4:4, Рим 8:3, 2Кор 8:9, Фил 2:6-11);
-
Христос как Сын Божий – это Сам воплощённый Бог, но Павел не умаляет Его
человеческую природу (Гал 4:4, Фил 2:7, Рим 8:3).
Христос последний
Адам:
-
1Кор 15:45-47 – Человек с неба - это не вечно существовавшая человеческая
Личность, это Человек, Который был распят, воскрес и вознесся, и Который снова
сойдёт с небес. Павел нигде не говорит, что Иисус существовал вечно как
человек. Он существовал вечно в образе Бога, а сейчас является Человеком
небесным, потому что принял нашу природу при воплощении и сохраняет её в
небесной жизни;
-
Иисус последний Адам, потому что после воскресения и вознесения стал Духом
животворящим, главой народа Божьего в новом веке
Деяния Христа:
-
искупление:
а)
любовь Божья. Смерть Христа стала высшим откровением любви Божьей. Крест не только
свидетельство о любви Христа, но и любви самого Бога Отца. Павел не
разграничивает любовь Бога и любовь Христа. Любовь Христа это любовь Бога, и
наоборот. Необходимость искупления вызвана гневом Божьим обращённым против
греха (Рим 3:2-23). Павел не считал, что Божий гнев и Божья любовь несовместимы
и противоречат другу. Гнев это реакция Бога на гнев. Искупление необходимо,
потому что люди навлекли на себя гнев Божий и осуждение. Искупительные деяния
Христа не ведут к смене гнева на любовь, потому что именно любовь источник
искупления.
б)
Павел рассматривает смерть Христа как жертвенную (Еф 5:2). Во Христе Бог сделал
то, что не смог сделать закон (Рим 8:3). О жертвенном аспекте смерти Христа
говорят частые упоминания о Его крови. Бог сделал Христа умилостивлением в
крови Его (Рим 3:25). Мы оправданы Его кровью (Рим 5:9). Мы искуплены Его
кровью (Еф 1:7). Мы приближены к Богу через кровь Христа (Еф 2:13). Мы примирились
с Богом через кровь, пролитую на кресте (Кол 1:20).
Замещающая жертва – Христос не
просто умер, Он умер ради нас и за нас (1Фес 5:9-10, Рим 5:8, 8:32, Еф 5:2, Гал
3:13) – за меня, ради меня.
Заместительная жертва – так как
Христос умер за многих, то все умерли (2Кор 5:14) – вместо меня. Смерть Христа
была в определённом смысле смертью всех, она была моей. Он умер не просто как
мой представитель, Он умер вместо меня. Благодаря Его смерти я спасся.
в)
Но заместительный аспект смерти Христа это ещё не всё её значение. В смерти
Христа верующие находят так же освобождение от власти греха, цепей закона и
мира;
г)
умилостивление. Смерть Христа связанна не только с людьми и их грехом, она
обращена так же к Богу и представляет собой умилостивление (Рим 3:24-25).
Умилостивление нужно, чтобы спасти людей от гнева Божьего, который извергается
с небес на безбожное преступное человечество (Рим 1:18). Вину и погибель
грешников Христос взял на Себя совершив умилостивление гнева Божьего (1Фес
5:9). Бог в смерти Христа умилостивляет Свой собственный гнев (Рим 3:25-26);
д)
искупление или выкуп (1Тим 2:6). Человечество должно быть выкуплено из
греховного состояния. Цена выкупа – смерть Христа. В результате выкупа
состояние верующего двойственно: мы выкуплены на свободу как дети Божьи, но эта
свобода – зависимость от Бога. Основное значение искупления: грех больше над
нами не властен, искупленные подчинены воле своего Хозяина;
е)
другая особенность смерти Христа – это победа над вселенскими духовными силами.
Одна из задач миссии Христа – это уничтожить всякое начальство, власть и силу,
ибо Ему надлежит царствовать доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1Кор
15:24-25). Смерть Христа явилась началом поражения этих сил (Кол 2:15). Смерть
Христа была Его триумфом над духовными врага, победой Бога над силами космоса;
-
оправдание и примирение. Суть оправдания – это объявление праведным Судьёй, что
те кто во Христе, какими бы грешниками они ни были, считаются праведниками,
потому что во Христе они вступили в праведные отношения с Богом. Оправдание –
это решение праведного судьи: «не виновен», принадлежащее эсхатологическому
судному дню, но вместе с тем принадлежащее истории через Христа. Оправдание
одно из благословений нового века, пришедших к нам через Христа.
Праведность имеет большое
богословское значение. Это правила поведения, установленные Богом для людей.
Праведник – тот, кто соответствует Божьим правилам в глазах Бога и состоит с
Ним в праведных отношениях. Нормы праведности полностью зависят от Бога. Только
Бог может решить, соответствует ли человек нормам праведности. Праведность и
оправдание – понятия богословские, они основаны на представлении о Боге, как
Правителе, Законодателе и Судье мира (Быт 18:25).
Павел утверждает, что Бог
продемонстрировал Свою праведность в самом акте оправдания грешников (Рим
3:26). Это оправдание происходит
независимо от дел закона, только верой (Гал 2:16, 3:11).
Оправдание эсхатологично.
Основное значение оправдания судебное, и предполагает оправдание праведным
Судьёй на последнем суде (Рим 2:13, 5:19, Гал 5:5). Эсхатологическое оправдание
уже свершилось (Рим 5:1,9, 1Кор 6:11). Оправдание, которое представляет собой
вердикт окончательного суда, уже произошло в настоящее время. Эсхатологический
суд уже не только будущее, приговор выносится в истории. Оправдание это одно из
благословений нового века пришедшее в старый. Эсхатологиский суд уже совершился
во Христе и Бог оправдал Свой народ.
Оправдание в первую очередь
юридическое понятие. Оправдание это провозглашение праведного Судьи о том, что
человек праведен во Христе. Но такая праведность это вопрос отношений, а не
этики. Праведность – результат спасения, а не его условие. Праведник не
считается праведным, он на самом деле праведен, освобождён от греха
постановлением Бога. Человек во Христе действительно праведен, не этически, но
юридически в рамках личных отношений с Богом. Основание оправдания – не
повиновение закону, а смерть Христа (Рим 3:21-26).
Смерть Христа в настоящее время
показывает нам, что Бог праведен Сам и объявляет праведными тех, кто верит в
Иисуса (Рим 3:26). Основание оправдания – смерть Христа, средство же принятия
оправдания отдельным человеком – это его вера. Оправдание – э то дар, который
принимается верой (Рим 3:24-25). Вера - это полное и предельное упование на
Бога и даруемое им спасение.
Оправдание как приговор
окончательного суда относится ко всей жизни верующего. Праведность вменяется не
делающему (Рим 4:5-6). Вменяется не вера, но праведность на основании веры.
Вменённая праведность не имеет никакого отношения к заслугам человека. Нам
вменилась Христова праведность, хотя по своим делам и характеру мы остаёмся
грешниками (2Кор 5:21). Верующие оправданы, потому что им вменяется Христова
праведность;
- примирение. Учение о примирение
тесно связанно с учением об оправдании. Оправдание это очищение грешника от
вины и греха, примирение – это восстановление общения оправданных с Богом. Примирение
это работа Бога, а человечество - Его объект. Человечество не может само
примириться с Богом. Оно должно примириться с Ним через Его действие. Бог
является инициатором примирения и совершает его во Христе. Сама Божья любовь
является источником и основанием примирения (Кол 1:21-22, Еф 2:15-16).
Примирение не зависит от поступков человека (Рим 5:11).
Необходимость примирения вызвана
не только субъективной враждебностью грешников к Богу, но и объективным
отчуждением в наших отношениях с Ним.
Результаты примирения:
а)
мир с Богом. Это противоположность вражды. Оправданный человек пребывает в
состоянии мира с Богом (Рим 5:1). Мир с Богом основан на искупительной
деятельности Христа;
б)
примирение с людьми (Еф 2:14-16). Во Христе люди примиряются друг с другом.
Новая жизнь во
Христа:
Утверждение о том, что старая
жизнь прошла и наступила новая – эсхатологическое заявление. Новое творение
предполагает эсхатологическое свершение (Рим 8:21). Смерть старого не просто
окончание прежнего века. Он продолжается вплоть до парусии (второго
пришествия). Во Христе нам даётся избавление от текущего, злого века (Гал 1:4).
Во Христе люди больше не должны соответствовать старому веку. Новый завет с
Богом уже заключён.
Бог во Христе сотворил что-то
новое, и это новое творение должно выразить себя в добрых делах (Еф 2:10).
Появился «новый» человек, состоящий из всех, кто во Христе, будь то язычники
или иудеи (Еф 2:15). Это новое творение относится прежде всего не к новой
моральной природе (Кол 3:9-10). Обновление не означает постепенного изменения
характера, но знаменует новую человеческую природу, которая уже существует во
Христе.
Облечение в нового человека не
является окончательным (Еф 4:22-24). Основная идея – верующие живут в старом
веке, но будучи во Христе они принадлежат новому веку с его новым творением и
должны жить соответственно своему новому существованию.
Во Христе:
Выражение «во Христе» одна из
наиболее характерных для Павла формулировок. «Во Христе» означает сознательное
общение в Ним (Рим 8:39, 14:17, Флп 2:1,5, 4:7,13). Верующие пребывают во
Христе не только как отдельные личности, но и как народ. «Во Христе» это практически
эквивалент пребыванию в Церкви (Гал 1:22, 3:28, 1Кор 4:15, Еф 3:6, Кол 1:2).
Что Бог совершил во Христе:
-
избрал нас (Еф 1:4);
-
дал нам искупление и освящение (Рим 3:24, 1Кор 1:2);
-
примирил мир (2Кор 5:19);
-
дал оправдание (Гал 2:17);
-
дал доступ к Себе (Еф 2:13,18);
-
дал прощение грехов (Еф 4:32);
-
дал спасение (2Тим 2:10).
Фраза «во Христе» соотносится с
историей спасения, с положением тех, кто принадлежит Христу благодаря своему
духовному единению с Его смертью и воскресением. Смерть и воскресение Иисуса
были эсхатологическими событиями, осуществлением перехода от века этого к веку
грядущему. Переход от одного века к другому может произойти только во Христе.
Быть во Христе значит находиться в новой области – в области спасения. В Царстве
веры старое закончилось, новое наступило (2Кор 5:17). С точки зрения истории
искупления, истории спасения верующие вступили в новое существование во Христе
– жизнь нового века.
В Духе:
Личность, которая пребывает во
Христе, пребывает так же в Духе. Быть в Духе значит пребывать в царстве,
созданном Духом, в котором Дух благословляет и дарует новую жизнь. Быть
христианином - значит принять жизнь в Святом Духе. Внутренняя жизнь, которая
даётся Святым Духом, и жизнь в новом царстве Святого Духа неразрывно связанны
(Рим 8:9). Жизнь в Духе обозначает эсхатологическое существование – жизнь в
новом веке. Быть в Духе – значит находиться в сфере влияния Божьего царства
искупления, посредником Которого является Дух (1Кор 6:11).
Язычники были так же освящены во
Святом Духе (Рим 15:16).
В Святом Духе верующие
запечатлены для дня искупления (Еф 4:30).
Через Христа, но в Духе люди
имеют доступ к Богу Отцу (Еф 2:18).
Именно в Духе верующие все вместе
образуют жилище Божье (Еф 2:22).
Царство Божье обозначает
праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 4:17).
Быть в Духе – значит то же, что
быть в Царстве Христовом (Кол 1:13).
Пребывание Христа в
верующем:
Обновлённый человек пребывает во
Христе и в Духе, но в нём так же пребывает Христос и Дух (Рим 8:9-10, Гал 2:20,
Кол 1:27, 3:4, Еф 3:17). Гораздо чаще Павел говорит о пребывании в верующих
Святого Духа:
-
Бог послал Своего Духа (Рим 5:5, 2Кор 1:22, 5:5, Гал 3:5, 1Фес 4:8);
-
христиане приняли Святого Духа (Рим 8:15, 1Кор 2:12, 12:13, 2Кор 11:4, Гал
3:2);
-
христиане имеют Духа (Рим 8:23);
-
Дух пребывает в христианах (Рим 8:9,11, 1Кор 3:16, 6:19, 2Тим 1:14);
-
Дух работает в христианах – свидетельствует им (Рим 8:16);
-
Дух помогает в слабостях (Рим 8:26);
-
Дух наставляет верующих (Рим 8:14).
Дух – это Дух Христа (Рим 8:9),
Дух Сына (Гал 4:6).
Господь есть Дух:
Близкие отношения между Христом и
Духом утверждаются во 2Кор 3:17.
После воскресения Дух становится
способом или образом существования Иисуса как Господа (Рим 1:3-4). Благодаря
воскресению Иисус вошёл в существование века Духа, века силы, в котором влияние
Христа распространяется на всех верующих. Вознесённый Христос не только вошёл в
царство Духа, но и стал Духом животворящим (1Кор 15:45).
Господь и Дух тождественны не
полностью. Дух – это способ работы Господа в новом измерении.
Христос пребывает в Своём народе
в Духе.
Христос пребывает во внутреннем
человеке, наделяя его силой и обновляя личность день ото дня (Еф 3:16-17, 2Кор 4:16).
Первая задача Духа – помочь людям
понять Божье деяние искупления (1Кор 2:6-14, 2Кор 5:19).
Только через откровение Духа люди
могут понять значение распятия. Только через Духа они могут принять Иисуса
распятого как Господа (1Кор 12:3, Еф 1:17).
Дух – это так же Дух веры, то
есть Дух, который наделяет верой (2Кор 4:13, 5:5,7, Гал 3:2). Вера предшествует
принятию Духа.
Дух пребывает в верующем,
позволяя ему жить по Духу (Гал 5:25, Рим 8:15-16, Еф 3:16-17).
Дух пребывает в верующих
позволяя им жить по Духу.
Выводы по новой жизни во
Христе.
1. Союз
со Христом в смерти и воскресении, пребывание Христа в Духе и благословение в
вечно жизни – это разные способы описания одной и той же реальности: положение верующего,
который становится новым творением во Христе и вступает в новую эру спасения и
жизни.
2. Новая
жизнь проходит в царстве Духа.
3. Сила
пребывающего в нас Духа не спонтанная всепобеждающая сила. Она требует от
человека отклика. Ходить в Духе значит каждый момент принимать решение согласно
наставлениям пребывающего в нас Духе.
4. Хождение
в Духе предполагает напряженность противостояния между Духом и плотью. Старая
природа не уничтожена совсем. Только посредством постоянного хождения в Духе
власть плоти может быть свергнута.
Эсхатология.
Дуализм Павла.
Павле радикальным образом
модифицировал темпоральный дуализм.
Благодаря тому, что Бог
совершил в исторической миссии Иисуса противопоставление между двумя веками
изменилось.
Благословение искупления данные
человечеству посредством смерти и воскресения Иисуса а так же сошествие Святого
Духа – это эсхатологические события. События эсхатологического свершения – это
не просто отдельные события будущего, это события искупительные, которые уже
начали происходить в истории. Благословения века грядущего – это уже не только
будущее, они стали объектом текущего.
Смерть Христа –
эсхатологическое событие. Благодаря смерти Христа оправданные уже находятся по
ту сторону эсхатологического суда. В новом веке они уже оправданны.
Благодаря смерти Христа
верующий уже избавлен от текущего грешного века. Он избавился от царства тьмы и
познал жизнь царства Христова. На кресте Христос уже победил силы зла, которые
принесли хаос в этот мир.
Воскресение Христа тоже
эсхатологическое событие. Первый акт эсхатологического воскресения оказался
отделенным от эсхатологического свершения и произошёл в истории.
Христос уже уничтожел смерть
явив
Промежуточное
состояние.
Воскресение и искупление будет в
последние времена, поэтому умершие верующие до этого дня будут находиться в
развоплощенном состоянии (2Кор 5:1-10).
Не смотря на отвращение у Павла
при мысли о развоплащённом бытии он утешает себя тем, что и в дали от тела,
будучи бесплотным духом, он будет дома с Господом (Фил 1:23).
Сон мёртвых:
Павел часто сравнивает смерть со
сном (1Фес 4:13, 1Кор 15:16).
Вряд ли можно усмотреть в словах
Павла намёк на состояние, в котором мы продолжаем жить со Христом пребывая во
сне, то есть приближаемся к Богу хоть и в бессознательном состоянии.
Возвращение Христа:
Это выражение может звучать
по-разному:
-
день Господа (1Фес 5:2);
-
день Господа Иисуса (2Кор 1:14);
-
день Господа Иисуса Христа (1Кор 4:8);
-
день Иисуса Христа (Флп 1:6);
-
день Христа (2Фес 2:2);
-
тот день (2Тим 1:18).
Пришествие Христа, Который соберёт
Свой народ – живых и мёртвых, как и Его пришествие для суда над человеком
греха, называется днём Господа (1Фес 4:13-17, 5:2, 2Фес 2:2).
Для обозначения правления Господа
Павел использует три слова:
-
«парусия» – 1 присутствие (Флп 2:2), 2 пришествие, прибытие
(1Кор 16:17, 2Кор 7:7);
-
пришествие Христа будет так же «апокалипсис», то есть снятием покрова,
откровением. Его «апокалипсис» откроет миру славу и силу, принадлежащие Ему
сейчас (2Фес 1:7, 1Кор 1:7, 1Пет 1:7,13);
-
«епифанея» - явление. Указывает на то, что пришествие Христа будет видимым
(2Фес 2:8).
Богословие пришествия Христа у
Павла тоже самое, что и в синоптических Евангелиях.
Царство Божие:
Это мессианское правление Бога во
Христе, которое началось в момент Его воскресения и вознесения и продолжится,
доколе Он низложит всех врагов под ноги Свои (1Кор 15:25). В 1Кор 15:23-26
Павел изображая триумф Христа, говорит о его нескольких этапах:
-
воскресение Христа;
-
момент парусии, когда те, кто во Христе воскреснут с Ним;
-
конец, когда Он предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство,
власть и силу.
Длительность периода между
воскресением и парусией Христа неопределённо.
Второй неопределённый временной
интервал разделяет парусию и конец.
Тайна греха:
Перед наступлением конца явится
злой правитель – человек греха, который узурпирует светскую и священную власть,
и будет требовать от людей полного подчинения и поклонения (2Фес 2:3-4). То,
что он воссядет в храме Божьем это метафорическое указание на его пренебрежение
по отношению к Богу, выраженное ветхозаветным языком (Иез 28:2, Ис 14:13-14).
Он будет обладать сатанинской властью, обманывать людей и отвращать их от
истины (2Фес 2:9-10). Грех будет самой сутью его личности. Он извратит
человеческие законы, настаивая на том, что только его воля является законом.
Этого человека греха в Откр 13
называют зверем, но обычно о нём говорят как об антихристе. Его появление будет
сопровождаться отступлением (2Фес 2:3). Антихрист не просто выступит против
Божьей власти, его поддержит общий бунт против Бога. Это бунт будет этапным
событием, апокалиптическим свершением. Пока что-то сдерживает человека греха и
не даёт ему явиться (2Фес 2:6). Этот сдерживающий принцип в ком-то воплощён,
пока не будет от среды «удерживающий теперь» (2Фес 2:7).
Три точки зрения на
«удерживающего»:
-
сдерживающая сила Святого Духа;
-
миссия благовестия;
-
римская империя и римский император.
В самом конце закон и порядок
будут сломлены. Воцарится демоническое беззаконие, и церкви в течение
некоторого времени придётся существовать в условиях ужасающего зла.
Тайна ожесточения и
окончательного спасения Израиля:
В конце произойдёт два события:
придёт полнота Израиля в буквальном понимании, и через его спасение языческий
мир обретёт ещё большие благословения (Рим 9-11).
Ещё произойдут 2 события:
1. Придёт
полнота Израиля в буквальном понимании
2. Через
его спасение языческий мир приобретёт ещё большие благословения
Воскресение и
восхищение:
Свершение спасения и полное
вступление в наше наследство воскресения (Еф 1:14) произойдут при возвращении
Христа, когда умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним (1Фес 4:14).
Восхищение церкви – это
восхищение живых верующих, сразу после воскресения для встречи с Господом на
небесах. Павел называет это тайной, откровением новой истины, что живые, как и
мёртвые, преобразуются тут же в момент парусии.
Суд:
Настанет судный день, когда Бог
будет судить всех людей в зависимости от их дел (Рим 2).
Свершение:
Задача искупительного замысла
Бога восстановление порядка во вселенной, испорченной грехом и злом. Божий
замысел предполагает объединение всех людей в кроткой покорности Божьему
правлению (1Кор 15:28).
Откровение Иоанна.
Основная богословская тема книги
– эсхатология.
Это пророчество о событиях
скорого будущего, центральным из которых должно стать второе пришествие Христа.
Между Откровением и иудейскими
апокалипсисами есть существенная разница, и самое важное отличие – ощущение истории
спасения, или истории искупления, которое отсутствует в иудейской апокалиптике.
В Откровении описывается
свершение искупительного замысла Бога, предполагающего как спасение, так и суд.
Две основные темы Откровения: суд над злом и пришествие Царства.
Методы толкования:
Толкование с точки зрения
прошлого. Между Откровением и иудейскими апокалипсисами есть существенная
разница и самое основное – это история искупления или спасения.
Исторический метод. Как история
церкви.
Символический или
идеалистический метод.
Крайне футуристическое
толкование: диспенсационализм.
Умеренно футуристическое
мнение. Оно предполагает что в Откровении описывается свершение искупительного
замысла Бога, предполагающего как спасение так и суд. Две основные мысли
Откровения: суд над злом и пришествие царства.