Теология Нового Завета Часть 2


Деяния Апостолов (Духа Святого) или ранняя Церковь.
Воскресение Иисуса.

Значение воскресения:
Это одна из основных те раннехристианского послания (Деян 2:14-36).
Основной задачей апостолов в раннехристианской общине было не управлять и не руководить, но свидетельствовать о воскресении Иисуса Христа (Деян 1:22, 4:33).
Во всех проповедях первых глав книги Деяний воскресение остаётся центральной темой (Деян 3:14-15).

Факт воскресения:
1. Иисус умер.
2. Надежды учеников умерли вместе с ним.
3. Вдруг разочарование и вялость учеников превратились в уверенность.
4. Пустая гробница.
5. Вера в воскресение. Что-то случилось, что ученики поверили в воскресение Иисуса. Не вера учеников породила рассказ о воскресении, а событие, на котором основан этот рассказ, породило веру.

Природа воскресения:
Воскресение Иисуса не было возвращением физической жизни мёртвому телу. Это возникновение жизни нового порядка. Это воплощение вечной жизни во времени и в пространстве. Это начало эсхатологического воскресения (1Кор 15).
Воскресение Иисуса было телесным, но тело это было новым и обладало иными качествами, чем до смерти.
Воскресение Иисуса это внедрение в историю чего-то принадлежащего вечности.
Воскресение Иисуса это эсхатологическое событие, произошедшее в истории, и приведшее к возникновению христианской Церкви.

Эсхатологическая керигма.

Основные темы ранней проповеди:
  - настало время исполнения пророчеств (Деян 2:16, 3:18,24);
  - всё это произошло через служение, смерть и воскресение Иисуса (Деян 2:23);
  - после воскресения Иисус был вознесён по правую руку Бога как Мессия, Вождь нового Израиля (Деян 2:33-36, 3:13);
  - Святой Дух в Церкви  - знак силы и славы Христа (Деян 2:33);
  - мессианский век скоро достигнет свершения, когда возвратится Христос (Деян 3:21);
  - призыв к покаянию, предложение прощения и принятия Святого Духа, обещание спасения (Деян 2:38-39).

Исторический Иисус.
Киригма была провозглашением судьбы реального Человека – Иисуса из Назарета. Но её содержание – это не слова и не деяния Иисуса, они только фон для Его смерти, воскресения и вознесения (Деян 2:22).

Страдания Иисуса.
Смерть Иисуса соответствовала определённому плану и предрешена Богом. Страдания Иисуса были исполнением предначертанного (Деян 2:23, 3:18, 4:28).

Начало воскресения.
Ранняя киригма провозглашала Иисуса Мессией (Деян 5:42, 8:5, 9:22). Воскресение Иисуса открыло новый век – век мессианский, в то время, как век грядущий остался в будущем. Век свершения настал, но день свершения ещё в будущем.

Царство Божье.
В ранних апостольских проповедях эта тема не основная, но она присутствует (Деян 1:3,6-7, 8:12, 14:22, 19:8, 20:25, 28:31).

Вознесение.
Само воскресение Иисуса было Его прославлением и вознесением (Деян 1:9, 2:32-33,36, 5:30-31). Основное значение вознесения – убедить учеников, что явлений воскресшего Иисуса больше не будет.

Царь Мессия.
Вознесение Иисуса одесную Бога означает Его воцарение как Мессии Царя (Деян 2:30,33-36). В ранних проповедях подчёркивалось, что во плоти Иисус был Помазанником (Деян 4:27) и пострадал как Мессия (Деян 3:18). В вознесении Иисус стал Мессией в новом смысле этого слова: Он начал править как Царь из рода Давида. Иисус Мессия правит, мессианская эпоха с её благословениями уже здесь, но победа ещё в будущем. Свершение Его правления произойдёт при Его будущем пришествии (Деян 2:35). Исполнение и свершение – это два полюса эсхатологической керигмы.

Сын Человеческий.
В Деяниях этот титул почти не используется (только Стефан). Ранняя Церковь помнила учение Иисус об эсхатологическом Сыне Человеческом и отождествила вознесённого Иисуса с эсхатологическим Сыном Человеческим. Ранняя Церковь ждала пришествия Иисуса как Сына Человеческого.

Иисус как Господь.
Вознесение Иисуса означает, что Он Господь, а не только Мессия (Деян 2:36). Господь – это прежде всего воскресший и вознесённый Иисус. В ранней керигме Иисус становится Господом. Этот титул встречается в Деяниях 20 раз. В Деяниях «кюриос» означает одновременно и Бога, и воскресшего Иисуса (Деян 2:20-21,25,34,39, 3:22). Признание Иисуса как Господа означает признание Его изначальной Божественности (Деян 2:34).

Святой Дух.

  - книга Деяния это деяния Святого Духа;
  - период ожидания (Деян 1:4-8);
  - Дух – это Дух Иисуса (Деян 16:7);
  - Дух Святой вселяет в учеников силу свидетельствовать (Деян 4:8,31, 5:32, 7:55);
  - Дух Святой задаёт направление их служению (Деян 8:29,33, 10:19, 13:2,4, 16:6-10);
  - Дух Святой наделяет Церковь способность свидетельствовать об Иисусе (Деян 1:8). Дар Духа даётся в первую очередь за тем, чтобы Церковь была готова свидетельствовать об Иисусе;
  - всей операцией руководит Святой Дух. Без Духа не было бы никакой миссии;
  - верующие (в основном) принимают Духа, когда крестятся во имя Иисуса (Деян 2:38, 10:43-48);
  - пришествие Святого Духа – это исполнение эсхатологических надежд Ветхого Завета (Деян 2:16-21). Присутствие Святого Духа ознаменовало начало века Церкви.

Церковь.

Возникновение Церкви: Пятидесятница.
  - 120 учеников крестились Духом в Пятидесятницу и в то же время исполнились Духом (Деян 2:1-13);
  - эти два термина – крещение и исполнение – не являются синонимами в строгом смысле, потому что в Деяниях говорится о повторных исполнениях Духом, но о повторном крещении Духом нигде не упоминается;
  - излияние Духа называют крещением Духом и даром Святого Духа (Деян 1:5, 2:38);
  - дар крещения в Пятидесятницу обещан всем, кто покается и примет водное крещение (Деян 2:38);
  - иногда крещение Святым Духом принималось не сразу (Деян 8:12,14-17);
  - дар Духа, который был дан во время проповеди Петра в доме Корнилия, отождествляется с крещением Духом (Деян 10:44-47, 11:16);
  - последователи Иоанна Крестителя приняли Духа Святого (Деян 19:1-6);
  - была иудейская, самарянская и языческая Пятидесятница;
  - обычно крещение Духа давалось в момент принятия спасительной веры, которая в новозаветные времена проходила практически одновременно с водным крещением, делавшим верующих членами церкви. Церковь – это творение Божье через Святого Духа. Существует только одна экклесия, в которую все обращённые, будь то иудеи, самаряне, язычники, последователи Иоанна Крестителя, вступают посредством крещения Духом;
  - крещение Духом относится к каждому верующему в отдельности, но это прежде всего экклесиологический факт;
  - исполнение Духом – это прежде всего личный опыт, который может быть испытан повторно, и связан с христианскими преданностью и служением (Деян 4:8, 13:9);
  - дар языков в Пятидесятницу имел символический смысл. Он означал, что новое событие с истории искупления предназначено для всего мира и объединяет людей, говорящих на разных языках в одну Церковь.


Иудейская
Пятидесятница
Самарянская
Пятидесятница
Языческая
Пятидесятница
Последователи Иоанна Крестителя
Место Писания
Деян 2:1-40
Деян 8:5-28
Деян 10:1-48
Деян 19:1-7

Термины
4 – исполнились, наполнены
33 – излил
17 – приняли, получили
20 – дар Божий
44 – сошёл, пал
45 – дар Святого Духа излился
47 - получили
26 – нисшёл




Сопровождение
2 – шум с неба
3 – разделяющиеся огненные языки
4 – говорение на других языках
6-11 – разные наречия, провозглашение о великих делах Божьих
15 – молитва
17 – возложение рук

46 – говорение на языках, возвеличивание Бога
47 – получили, как и иудеи
6 – возложение рук, говорение на языках, пророчества




Иисус был на Небеса, где Он сидит одесную Бога и правит как Царь (1Кор 15:25).
Апостол Павел в своих посланиях изображает Христа не только как Царя Небесного, но и как конкретную историческую личность.
Павел основывал своё богословие на откровении, приданиях и Ветхом Завете.

Иисус Господь:
  - преобладающее и самое характерное представление Иисуса – это Господь;
  - главная идея, которую провозглашает Павел – это господство Христа (2Кор 4:5);
  - искренне стать христианином можно только в том случае, если говорящий движем Святым Духом (1Кор 12:3). Самый явный признак христианина, призвание Христа как Господа (1Кор 1:2, 2Тим 2:22).
Этот призыв имеет двоякое значение:
              а) в нём отражён личный опыт призывающего. Такой человек признаёт только одну окончательную и высшую власть единственного господа Иисуса Христа (Кол 2:6, 1Кор 8:5-6);
              б) такие отношения не только личные или индивидуальные, но в них вступает вся Церковь целиком. Призывая Иисуса как Господа, исповедующий вступает в братство тех, кто уже признал Его господство.
  - титул «кюриос» обозначает наделение Иисуса функциями  Божества. Исповедание Иисуса Господом означает спасение (Рим 10:9,13);
  - день Господень стал днём Господа Иисуса Христа, днём Господа Иисуса, днём Христа (1Фес 5:2, 1Кор 1:8, 2Кор 1:14, Фил 1:6).
  - как Господь вознесённый Христос обладает правами Бога. Престол Божьего суда – это также престол суда Христова. Бог будет судить мир через Христа. До самого конца мессианского правления Бог будет править миром через вознесённого Господа.

Иисус как Сын Божий:
  - Павел часто говорит об Иисусе как о Сыне Божьем (Рим 1:3-4);
  - отношения Иисуса с Богом Отцом уникальны. Он собственный Сын Бога, Его возлюбленный Сын (Рим 8:3,32, Кол 1:13);
  - Павел видел в Иисусе Бога. Он рассматривает Иисуса как существовавшего вечно, ещё до земного воплощения, и даже принимавшего участие в сотворении мира вместе с Отцом. Он образ невидимого Бога, первенец творения, Тот, в Ком и Кем всё было сотворено, Тот, Кто объединяет всё существующее (Тит 2:13, 1Кор 8:6, Кол 1:15-17);
  - Сын Божий разделявший с Богом Его созидательную деятельность существовал вечно (Гал 4:4, Рим 8:3, 2Кор 8:9, Фил 2:6-11);
  - Христос как Сын Божий – это Сам воплощённый Бог, но Павел не умаляет Его человеческую природу (Гал 4:4, Фил 2:7, Рим 8:3).

Христос последний Адам:
  - 1Кор 15:45-47 – Человек с неба - это не вечно существовавшая человеческая Личность, это Человек, Который был распят, воскрес и вознесся, и Который снова сойдёт с небес. Павел нигде не говорит, что Иисус существовал вечно как человек. Он существовал вечно в образе Бога, а сейчас является Человеком небесным, потому что принял нашу природу при воплощении и сохраняет её в небесной жизни;
  - Иисус последний Адам, потому что после воскресения и вознесения стал Духом животворящим, главой народа Божьего в новом веке

Деяния Христа:
  - искупление:
              а) любовь Божья. Смерть Христа стала высшим откровением любви Божьей. Крест не только свидетельство о любви Христа, но и любви самого Бога Отца. Павел не разграничивает любовь Бога и любовь Христа. Любовь Христа это любовь Бога, и наоборот. Необходимость искупления вызвана гневом Божьим обращённым против греха (Рим 3:2-23). Павел не считал, что Божий гнев и Божья любовь несовместимы и противоречат другу. Гнев это реакция Бога на гнев. Искупление необходимо, потому что люди навлекли на себя гнев Божий и осуждение. Искупительные деяния Христа не ведут к смене гнева на любовь, потому что именно любовь источник искупления.
              б) Павел рассматривает смерть Христа как жертвенную (Еф 5:2). Во Христе Бог сделал то, что не смог сделать закон (Рим 8:3). О жертвенном аспекте смерти Христа говорят частые упоминания о Его крови. Бог сделал Христа умилостивлением в крови Его (Рим 3:25). Мы оправданы Его кровью (Рим 5:9). Мы искуплены Его кровью (Еф 1:7). Мы приближены к Богу через кровь Христа (Еф 2:13). Мы примирились с Богом через кровь, пролитую на кресте (Кол 1:20).
Замещающая жертва – Христос не просто умер, Он умер ради нас и за нас (1Фес 5:9-10, Рим 5:8, 8:32, Еф 5:2, Гал 3:13) – за меня, ради меня.
Заместительная жертва – так как Христос умер за многих, то все умерли (2Кор 5:14) – вместо меня. Смерть Христа была в определённом смысле смертью всех, она была моей. Он умер не просто как мой представитель, Он умер вместо меня. Благодаря Его смерти я спасся.
              в) Но заместительный аспект смерти Христа это ещё не всё её значение. В смерти Христа верующие находят так же освобождение от власти греха, цепей закона и мира;
              г) умилостивление. Смерть Христа связанна не только с людьми и их грехом, она обращена так же к Богу и представляет собой умилостивление (Рим 3:24-25). Умилостивление нужно, чтобы спасти людей от гнева Божьего, который извергается с небес на безбожное преступное человечество (Рим 1:18). Вину и погибель грешников Христос взял на Себя совершив умилостивление гнева Божьего (1Фес 5:9). Бог в смерти Христа умилостивляет Свой собственный гнев (Рим 3:25-26);
              д) искупление или выкуп (1Тим 2:6). Человечество должно быть выкуплено из греховного состояния. Цена выкупа – смерть Христа. В результате выкупа состояние верующего двойственно: мы выкуплены на свободу как дети Божьи, но эта свобода – зависимость от Бога. Основное значение искупления: грех больше над нами не властен, искупленные подчинены воле своего Хозяина;
              е) другая особенность смерти Христа – это победа над вселенскими духовными силами. Одна из задач миссии Христа – это уничтожить всякое начальство, власть и силу, ибо Ему надлежит царствовать доколе низложит всех врагов под ноги Свои (1Кор 15:24-25). Смерть Христа явилась началом поражения этих сил (Кол 2:15). Смерть Христа была Его триумфом над духовными врага, победой Бога над силами космоса;

  - оправдание и примирение. Суть оправдания – это объявление праведным Судьёй, что те кто во Христе, какими бы грешниками они ни были, считаются праведниками, потому что во Христе они вступили в праведные отношения с Богом. Оправдание – это решение праведного судьи: «не виновен», принадлежащее эсхатологическому судному дню, но вместе с тем принадлежащее истории через Христа. Оправдание одно из благословений нового века, пришедших к нам через Христа.
Праведность имеет большое богословское значение. Это правила поведения, установленные Богом для людей. Праведник – тот, кто соответствует Божьим правилам в глазах Бога и состоит с Ним в праведных отношениях. Нормы праведности полностью зависят от Бога. Только Бог может решить, соответствует ли человек нормам праведности. Праведность и оправдание – понятия богословские, они основаны на представлении о Боге, как Правителе, Законодателе и Судье мира (Быт 18:25).
Павел утверждает, что Бог продемонстрировал Свою праведность в самом акте оправдания грешников (Рим 3:26). Это  оправдание происходит независимо от дел закона, только верой (Гал 2:16, 3:11).
Оправдание эсхатологично. Основное значение оправдания судебное, и предполагает оправдание праведным Судьёй на последнем суде (Рим 2:13, 5:19, Гал 5:5). Эсхатологическое оправдание уже свершилось (Рим 5:1,9, 1Кор 6:11). Оправдание, которое представляет собой вердикт окончательного суда, уже произошло в настоящее время. Эсхатологический суд уже не только будущее, приговор выносится в истории. Оправдание это одно из благословений нового века пришедшее в старый. Эсхатологиский суд уже совершился во Христе и Бог оправдал Свой народ.
Оправдание в первую очередь юридическое понятие. Оправдание это провозглашение праведного Судьи о том, что человек праведен во Христе. Но такая праведность это вопрос отношений, а не этики. Праведность – результат спасения, а не его условие. Праведник не считается праведным, он на самом деле праведен, освобождён от греха постановлением Бога. Человек во Христе действительно праведен, не этически, но юридически в рамках личных отношений с Богом. Основание оправдания – не повиновение закону, а смерть Христа (Рим 3:21-26).
Смерть Христа в настоящее время показывает нам, что Бог праведен Сам и объявляет праведными тех, кто верит в Иисуса (Рим 3:26). Основание оправдания – смерть Христа, средство же принятия оправдания отдельным человеком – это его вера. Оправдание – э то дар, который принимается верой (Рим 3:24-25). Вера - это полное и предельное упование на Бога и даруемое им спасение.
Оправдание как приговор окончательного суда относится ко всей жизни верующего. Праведность вменяется не делающему (Рим 4:5-6). Вменяется не вера, но праведность на основании веры. Вменённая праведность не имеет никакого отношения к заслугам человека. Нам вменилась Христова праведность, хотя по своим делам и характеру мы остаёмся грешниками (2Кор 5:21). Верующие оправданы, потому что им вменяется Христова праведность;
 
- примирение. Учение о примирение тесно связанно с учением об оправдании. Оправдание это очищение грешника от вины и греха, примирение – это восстановление общения оправданных с Богом. Примирение это работа Бога, а человечество - Его объект. Человечество не может само примириться с Богом. Оно должно примириться с Ним через Его действие. Бог является инициатором примирения и совершает его во Христе. Сама Божья любовь является источником и основанием примирения (Кол 1:21-22, Еф 2:15-16). Примирение не зависит от поступков человека (Рим 5:11).
Необходимость примирения вызвана не только субъективной враждебностью грешников к Богу, но и объективным отчуждением в наших отношениях с Ним.
Результаты примирения:
              а) мир с Богом. Это противоположность вражды. Оправданный человек пребывает в состоянии мира с Богом (Рим 5:1). Мир с Богом основан на искупительной деятельности Христа;
              б) примирение с людьми (Еф 2:14-16). Во Христе люди примиряются друг с другом.

Новая жизнь во Христа:
Утверждение о том, что старая жизнь прошла и наступила новая – эсхатологическое заявление. Новое творение предполагает эсхатологическое свершение (Рим 8:21). Смерть старого не просто окончание прежнего века. Он продолжается вплоть до парусии (второго пришествия). Во Христе нам даётся избавление от текущего, злого века (Гал 1:4). Во Христе люди больше не должны соответствовать старому веку. Новый завет с Богом уже заключён.
Бог во Христе сотворил что-то новое, и это новое творение должно выразить себя в добрых делах (Еф 2:10). Появился «новый» человек, состоящий из всех, кто во Христе, будь то язычники или иудеи (Еф 2:15). Это новое творение относится прежде всего не к новой моральной природе (Кол 3:9-10). Обновление не означает постепенного изменения характера, но знаменует новую человеческую природу, которая уже существует во Христе.
Облечение в нового человека не является окончательным (Еф 4:22-24). Основная идея – верующие живут в старом веке, но будучи во Христе они принадлежат новому веку с его новым творением и должны жить соответственно своему новому существованию.

Во Христе:
Выражение «во Христе» одна из наиболее характерных для Павла формулировок. «Во Христе» означает сознательное общение в Ним (Рим 8:39, 14:17, Флп 2:1,5, 4:7,13). Верующие пребывают во Христе не только как отдельные личности, но и как народ. «Во Христе» это практически эквивалент пребыванию в Церкви (Гал 1:22, 3:28, 1Кор 4:15, Еф 3:6, Кол 1:2).
Что Бог совершил во Христе:
  - избрал нас (Еф 1:4);
  - дал нам искупление и освящение (Рим 3:24, 1Кор 1:2);
  - примирил мир (2Кор 5:19);
  - дал оправдание (Гал 2:17);
  - дал доступ к Себе (Еф 2:13,18);
  - дал прощение грехов (Еф 4:32);
  - дал спасение (2Тим 2:10).
Фраза «во Христе» соотносится с историей спасения, с положением тех, кто принадлежит Христу благодаря своему духовному единению с Его смертью и воскресением. Смерть и воскресение Иисуса были эсхатологическими событиями, осуществлением перехода от века этого к веку грядущему. Переход от одного века к другому может произойти только во Христе. Быть во Христе значит находиться в новой области – в области спасения. В Царстве веры старое закончилось, новое наступило (2Кор 5:17). С точки зрения истории искупления, истории спасения верующие вступили в новое существование во Христе – жизнь нового века.

В Духе:
Личность, которая пребывает во Христе, пребывает так же в Духе. Быть в Духе значит пребывать в царстве, созданном Духом, в котором Дух благословляет и дарует новую жизнь. Быть христианином - значит принять жизнь в Святом Духе. Внутренняя жизнь, которая даётся Святым Духом, и жизнь в новом царстве Святого Духа неразрывно связанны (Рим 8:9). Жизнь в Духе обозначает эсхатологическое существование – жизнь в новом веке. Быть в Духе – значит находиться в сфере влияния Божьего царства искупления, посредником Которого является Дух (1Кор 6:11).
Язычники были так же освящены во Святом Духе (Рим 15:16).
В Святом Духе верующие запечатлены для дня искупления (Еф 4:30).
Через Христа, но в Духе люди имеют доступ к Богу Отцу (Еф 2:18).
Именно в Духе верующие все вместе образуют жилище Божье (Еф 2:22).
Царство Божье обозначает праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 4:17).
Быть в Духе – значит то же, что быть в Царстве Христовом (Кол 1:13).

Пребывание Христа в верующем:
Обновлённый человек пребывает во Христе и в Духе, но в нём так же пребывает Христос и Дух (Рим 8:9-10, Гал 2:20, Кол 1:27, 3:4, Еф 3:17). Гораздо чаще Павел говорит о пребывании в верующих Святого Духа:
  - Бог послал Своего Духа (Рим 5:5, 2Кор 1:22, 5:5, Гал 3:5, 1Фес 4:8);
  - христиане приняли Святого Духа (Рим 8:15, 1Кор 2:12, 12:13, 2Кор 11:4, Гал 3:2);
  - христиане имеют Духа (Рим 8:23);
  - Дух пребывает в христианах (Рим 8:9,11, 1Кор 3:16, 6:19, 2Тим 1:14);
  - Дух работает в христианах – свидетельствует им (Рим 8:16);
  - Дух помогает в слабостях (Рим 8:26);
  - Дух наставляет верующих (Рим 8:14).
Дух – это Дух Христа (Рим 8:9), Дух Сына (Гал 4:6).

Господь есть Дух:
Близкие отношения между Христом и Духом утверждаются во 2Кор 3:17.
После воскресения Дух становится способом или образом существования Иисуса как Господа (Рим 1:3-4). Благодаря воскресению Иисус вошёл в существование века Духа, века силы, в котором влияние Христа распространяется на всех верующих. Вознесённый Христос не только вошёл в царство Духа, но и стал Духом животворящим (1Кор 15:45).
Господь и Дух тождественны не полностью. Дух – это способ работы Господа в новом измерении.
Христос пребывает в Своём народе в Духе.
Христос пребывает во внутреннем человеке, наделяя его силой и обновляя личность день ото дня  (Еф 3:16-17, 2Кор 4:16).
Первая задача Духа – помочь людям понять Божье деяние искупления (1Кор 2:6-14, 2Кор 5:19).
Только через откровение Духа люди могут понять значение распятия. Только через Духа они могут принять Иисуса распятого как Господа (1Кор 12:3, Еф 1:17).
Дух – это так же Дух веры, то есть Дух, который наделяет верой (2Кор 4:13, 5:5,7, Гал 3:2). Вера предшествует принятию Духа.
Дух пребывает в верующем, позволяя ему жить по Духу (Гал 5:25, Рим 8:15-16, Еф 3:16-17).


Дух пребывает в верующих позволяя им жить по Духу.

Выводы по новой жизни во Христе.
1.       Союз со Христом в смерти и воскресении, пребывание Христа в Духе и благословение в вечно жизни – это разные способы описания одной и той же реальности: положение верующего, который становится новым творением во Христе и вступает в новую эру спасения и жизни.
2.       Новая жизнь проходит в царстве Духа.
3.       Сила пребывающего в нас Духа не спонтанная всепобеждающая сила. Она требует от человека отклика. Ходить в Духе значит каждый момент принимать решение согласно наставлениям пребывающего в нас Духе.
4.       Хождение в Духе предполагает напряженность противостояния между Духом и плотью. Старая природа не уничтожена совсем. Только посредством постоянного хождения в Духе власть плоти может быть свергнута.


Эсхатология.
Дуализм Павла.
Павле радикальным образом модифицировал темпоральный дуализм.
Благодаря тому, что Бог совершил в исторической миссии Иисуса противопоставление между двумя веками изменилось.
Благословение искупления данные человечеству посредством смерти и воскресения Иисуса а так же сошествие Святого Духа – это эсхатологические события. События эсхатологического свершения – это не просто отдельные события будущего, это события искупительные, которые уже начали происходить в истории. Благословения века грядущего – это уже не только будущее, они стали объектом текущего.
Смерть Христа – эсхатологическое событие. Благодаря смерти Христа оправданные уже находятся по ту сторону эсхатологического суда. В новом веке они уже оправданны.
Благодаря смерти Христа верующий уже избавлен от текущего грешного века. Он избавился от царства тьмы и познал жизнь царства Христова. На кресте Христос уже победил силы зла, которые принесли хаос в этот мир.

Воскресение Христа тоже эсхатологическое событие. Первый акт эсхатологического воскресения оказался отделенным от эсхатологического свершения и произошёл в истории.
Христос уже уничтожел смерть явив



Промежуточное состояние.
Воскресение и искупление будет в последние времена, поэтому умершие верующие до этого дня будут находиться в развоплощенном состоянии (2Кор 5:1-10).
Не смотря на отвращение у Павла при мысли о развоплащённом бытии он утешает себя тем, что и в дали от тела, будучи бесплотным духом, он будет дома с Господом (Фил 1:23).

Сон мёртвых:
Павел часто сравнивает смерть со сном (1Фес 4:13, 1Кор 15:16).
Вряд ли можно усмотреть в словах Павла намёк на состояние, в котором мы продолжаем жить со Христом пребывая во сне, то есть приближаемся к Богу хоть и в бессознательном состоянии.

Возвращение Христа:
Это выражение может звучать по-разному:
  - день Господа (1Фес 5:2);
  - день Господа Иисуса (2Кор 1:14);
  - день Господа Иисуса Христа (1Кор 4:8);
  - день Иисуса Христа (Флп 1:6);
  - день Христа (2Фес 2:2);
  - тот день (2Тим 1:18).
Пришествие Христа, Который соберёт Свой народ – живых и мёртвых, как и Его пришествие для суда над человеком греха, называется днём Господа (1Фес 4:13-17, 5:2, 2Фес 2:2).
Для обозначения правления Господа Павел использует три слова:
  - «парусия» – 1 присутствие (Флп 2:2), 2 пришествие, прибытие (1Кор 16:17, 2Кор 7:7);
  - пришествие Христа будет так же «апокалипсис», то есть снятием покрова, откровением. Его «апокалипсис» откроет миру славу и силу, принадлежащие Ему сейчас (2Фес 1:7, 1Кор 1:7, 1Пет 1:7,13);
  - «епифанея» - явление. Указывает на то, что пришествие Христа будет видимым (2Фес 2:8).
Богословие пришествия Христа у Павла тоже самое, что и в синоптических Евангелиях.

Царство Божие:
Это мессианское правление Бога во Христе, которое началось в момент Его воскресения и вознесения и продолжится, доколе Он низложит всех врагов под ноги Свои (1Кор 15:25). В 1Кор 15:23-26 Павел изображая триумф Христа, говорит о его нескольких этапах:
  - воскресение Христа;
  - момент парусии, когда те, кто во Христе воскреснут с Ним;
  - конец, когда Он предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство, власть и силу.
Длительность периода между воскресением и парусией Христа неопределённо.
Второй неопределённый временной интервал разделяет парусию и конец.

Тайна греха:
Перед наступлением конца явится злой правитель – человек греха, который узурпирует светскую и священную власть, и будет требовать от людей полного подчинения и поклонения (2Фес 2:3-4). То, что он воссядет в храме Божьем это метафорическое указание на его пренебрежение по отношению к Богу, выраженное ветхозаветным языком (Иез 28:2, Ис 14:13-14). Он будет обладать сатанинской властью, обманывать людей и отвращать их от истины (2Фес 2:9-10). Грех будет самой сутью его личности. Он извратит человеческие законы, настаивая на том, что только его воля является законом.
Этого человека греха в Откр 13 называют зверем, но обычно о нём говорят как об антихристе. Его появление будет сопровождаться отступлением (2Фес 2:3). Антихрист не просто выступит против Божьей власти, его поддержит общий бунт против Бога. Это бунт будет этапным событием, апокалиптическим свершением. Пока что-то сдерживает человека греха и не даёт ему явиться (2Фес 2:6). Этот сдерживающий принцип в ком-то воплощён, пока не будет от среды «удерживающий теперь» (2Фес 2:7).
Три точки зрения на «удерживающего»:
  - сдерживающая сила Святого Духа;
  - миссия благовестия;
  - римская империя и римский император.
В самом конце закон и порядок будут сломлены. Воцарится демоническое беззаконие, и церкви в течение некоторого времени придётся существовать в условиях ужасающего зла.

Тайна ожесточения и окончательного спасения Израиля:
В конце произойдёт два события: придёт полнота Израиля в буквальном понимании, и через его спасение языческий мир обретёт ещё большие благословения (Рим 9-11).
Ещё произойдут 2 события:
1.       Придёт полнота Израиля в буквальном понимании
2.       Через его спасение языческий мир приобретёт ещё большие благословения


Воскресение и восхищение:
Свершение спасения и полное вступление в наше наследство воскресения (Еф 1:14) произойдут при возвращении Христа, когда умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним (1Фес 4:14).
Восхищение церкви – это восхищение живых верующих, сразу после воскресения для встречи с Господом на небесах. Павел называет это тайной, откровением новой истины, что живые, как и мёртвые, преобразуются тут же в момент парусии.

Суд:
Настанет судный день, когда Бог будет судить всех людей в зависимости от их дел (Рим 2).

Свершение:
Задача искупительного замысла Бога восстановление порядка во вселенной, испорченной грехом и злом. Божий замысел предполагает объединение всех людей в кроткой покорности Божьему правлению (1Кор 15:28).

Откровение Иоанна.

Основная богословская тема книги – эсхатология.
Это пророчество о событиях скорого будущего, центральным из которых должно стать второе пришествие Христа.
Между Откровением и иудейскими апокалипсисами есть существенная разница, и самое важное отличие – ощущение истории спасения, или истории искупления, которое отсутствует в иудейской апокалиптике.
В Откровении описывается свершение искупительного замысла Бога, предполагающего как спасение, так и суд. Две основные темы Откровения: суд над злом и пришествие Царства.
Методы толкования:
Толкование с точки зрения прошлого. Между Откровением и иудейскими апокалипсисами есть существенная разница и самое основное – это история искупления или спасения.
Исторический метод. Как история церкви.
Символический или идеалистический метод.
Крайне футуристическое толкование: диспенсационализм.
Умеренно футуристическое мнение. Оно предполагает что в Откровении описывается свершение искупительного замысла Бога, предполагающего как спасение так и суд. Две основные мысли Откровения: суд над злом и пришествие царства.