Джордж Элдон Лэдд
«Богословие НЗ»
Миллард Эриксон
«Христианское богословие»
Прочитать Новый Завет
Практическое задание.
Презентация по 1-Петра. В середине мая.
Необходимо читать Новый Завет в культурном контексте.
Определение библейского богословия. 
В него входят богословие Ветхого и Нового Завета.
Библейское богословие – это дисциплина, рассматривающая
книги Библии в их историческом и культурном контексте. Библейское богословие –
это дисциплина описательная, а не предписательная. Это не предписание как
действовать в культуре или церкви. Задачи систематического богословия –
определить конечное значение учения Библии или её актуальность в современных
условиях.
Задача Библейского богословия – разъяснение богословия
Библии в её собственном историческом контексте, в её собственных терминах,
категориях, мыслях, формах.
4 базовых принципа богословия Нового Завета. 
1.      
Богословие нового завета должно выбрать и темы и
метод презентации и отделить их от нового завета как такового. 
2.      
Богословие Нового Завета должно учитывать
историческое притязания откровения и значения новозавтного канона. 
3.      
Богословие Нового Завета является частью более
широкого библейского богословия (Нового Завета и Ветхого Завета). Богословие
Нового Завета зависит от богословия Ветхого Завета. Не читать Ветхий Завет
сквозь призму Нового Завета. 
4.      
Послания Нового Завета должны пониматься как
послания веры для греко-римского мира. Для этого очень важно понять
греко-римский контекст того времени. 
История богословия
Нового Завета.
Связь между экзегезой
и богословие Нового Завета.
Экзегет в основном концентрируется на значении текста
послания, которое было направленно определённой (первоначальной) аудитории.
Экзегеза улучшает наше индуктивное исследование и наше
систематическое богословие. 
Контрасты между
библейским богословием и систематическим богословием. 
| 
Библейское
  богословие | 
Систематическое
  богословие | 
| 
Концентрируется
  только на Библии | 
Концентрируется
  не только на Библии, но и на других источниках | 
| 
Исследует части
  Писания | 
Обозревает всё
  Писание как единство | 
| 
Объединяет
  информацию по определённой доктрине или автору или эре | 
Объединяет
  информацию о доктрине на уровне всей Библии | 
| 
Ищет понимание
  того, как и почему определённая идея развивалась | 
Ищет понимание
  учения в современных условиях в связи с конкретными жизненными вопросами | 
| 
Сконцентрировано
  на процессе, а не на результате | 
Сконцентрировано
  на результате, а не на процессе | 
Систематическое и
библейское богословие.
Оба богословия используют экзегезу Ветхого и Нового Завета.
Библейское богословие про
Методологические
подходы новозаветного богословия.
1.   
Богословие может быть организовано по
категориям, взятым из систематического богословия. 
2.   
Может быть по авторам, но с этими категориями.
3.   
Может быть организованно по авторам или по
группам книг, не используя категории систематического богословия. 
4.   
Можно изучить всю раннехристианскую литературу и
проследить динамику развития всех идей.
История откровения
Исторические события представляют собой откровения только
когда сопровождаются откровением словесным. 
Откровение проявилось в уникальных событиях искупительной
истории. Эти события сопровождались божественным истолкованием. Библия –
рассказ об этой искупительной истории и конечный продукт толкования. 
Библейское
богословие и канон.
Канонические книги посвящены единой истории искупления,
которая представляет собой их внутреннее свойство, а не привносится извне.
Единство и
разнообразие.
Богословию Нового Завета свойственно многообразие, которым
нельзя жертвовать. Учение о Царстве Божьем в синоптических евангелиях, вечная
жизнь у Иоанна, оправдание и жизнь во Христе у Павла, небесный Первосвященник в
послании к Евреям, Агнец, Лев и побеждающий Сын Человеческий в Откровении – всё
это разные способы описания разных сторон и оттенков значения, воплощённых в
одном великом искупительном событии, личности и деяниях Иисуса Христа. 
Синоптические
Евангелия.
Критика формы и
возникновение Евангелий. 
Первоначально написал Марк. Лука и Матфей использовали его
евангелие + источник записанных изречений Иисуса. Иоанн писал автономно.
Редакционный критицизм занимается изучением степени влияния
автора.
Примеры редакционной деятельности евангелистов. 
Нагорная проповедь.
У Матфея всё группируется не по хронологии событий, а по
тематике. Учение в отдельный блок, притчи в отдельный. 
У Луки такого нет. 
Матфея 5-7 – нагорная проповедь
Матфея 10 глава – Иисус говорит о миссии
Матфея 13 глава – Притчи 
Матфея 18 глава – О следовании за Христом
Матфея 24-25 – эсхатология 
В Евангелии от Матфея наблюдается макрохиазм:
А (4:18-22) – ученики 
Б (4:22-25) – народ 
Б (5:1) – народ
А (5:1) – ученики 
Церствие и
Евангелие.
Царство Божье – основная идея послания Иисуса. Марк.
1:14-15; Мф.4:23; Лк.4:21
Евангелие – это провозглашение Царства Божьего.
Царствие – это содержание Евангелия. 
Царство – это не территория, не организация, а
церственность, распространение власти царя. 
Царство – это царственное правление Бога. С ним связанно 2
момента:
- Исполнение ветхозаветных обетований об исторической миссии
Иисуса
- Завершение века и времени, ведущее к началу века
грядущего.
Царство Божье может иметь не одно значение. Бог – Царь уже
сейчас. Но Он должен ещё стать Царём. Царство Божье может быть одновременно и в
настоящем и в будущем.
Термин «Царство Божье» или «Царство Небесное» указывает на
Божье суверенное, динамичное и эсхатологическое правление. 
Бассилея Ветхого Завета.
В Ветхом Завете нет понятия Царства Небесного, но чётко есть
понятие Царя.
Церковь и Царство
Божье в синоптических евангелиях.
1.      
Церковь – это не Царство. Церковь – это народ
Царства, а не само Царство.
2.      
Царство создаёт Церковь
3.      
Царство создаётся. 
4.      
Церковь свидетельствует о Царстве.
5.      
Церковь – это орудие Царства. 
6.      
Церковь – хранитель Царства.
Хотя Царство и Церковь неразрывно связанны их нельзя
отождествлять друг с другом. Царство исходит от Бога, Церковь от людей. Царство
– это правление Бога, в котором можно испытать Его благословение. Церковь – это
общество тех, кто познал правление Бога и наслаждается Его благословением.
Царство создаёт церковь, работает через церковь и провозглашается миру через
церковь. Без Церкви не может быть Царства как без Царства не может быть Церкви.
Но 2 эти понятия остаются разными: правление Бога и общество людей. 
Собрание в Царстве Божьем – это Церковь. Церковь – это новый
народ Божий. 
Чему Иисус учит об
обществе.
Пётр – это Пётр исповедующий Иисуса Христом. 
Царство Божье «уже
и ещё нет»
1.      
Царство Божье уже пришло (Мф.)
2.      
Царство Божье грядёт 
Новый век
спасения.
1.      
Царство как настоящее благословение предстаёт
как динамическое правление Бога, проявившееся в деятельности Иисуса. Это
текущее Царство благословения в которое входят принявшие слово Иисуса и самого
Иисуса. (Мф.21:31).
2.      
Царство как в настоящем. Это так же дар жизни и
спасения. Царство Божье – это совокупный термин, включающий в себя всё, что
касается миссианского спасения.
3.      
Это дар спасения. 
4.      
Дар прощения
5.      
Дар праведности. Праведность – это в первую
очередь не этическое качество, но правильные отношения, божественное отпущение
вины и греха.  
Бог Царства. 
1.      
Это ищущий Бог. Суть благой вести о Царстве в
том, что Бог по собственной инициативе ищет и спасает заблудших. 
2.      
Это приглашающий Бог. Ищущий Бог всё ещё
приглашает. Приглашение грешников на великий пир Царства было сутью служения
Господа. 
3.      
Бог Отец. Бог ищет грешников и приглашает их
подчиниться Своей власти чтобы стать их Отцом. Лк.12:30-32. 
4.      
Бог судья. Тот, кто отвергнет любовь Божью
подлежит суду. 
Тайна Царства.
На сверхъестественный характер Царства в настоящем указывают
определяющие его слова.
1.      
Царство Божье может приблизиться к людям. 
2.      
Оно может придти. 
3.      
Оно может пребыть.
4.      
Оно может я виться. 
5.      
Оно может действовать. 
6.      
Бог может дать царствование. 
7.      
Бог может забрать царство у людей. 
8.      
Люди могут войти в Царство, но нигде не
говориться о том, что они созидают или строят его.
9.      
Люди могут унаследовать его. 
10.  
Люди могут владеть им. 
11.  
Они могут отказаться от царства
Этика Царства.
1.      
Иисус и закон. Иисус рассматривал Ветхий Завет
как богодухновенное слово, а закон как божественные правила жизни. 
2.      
Этика Царства – это этика правления Бога. Этика
Иисуса – это этика Царстваю
3.      
Это абсолютная этика. Этика Божьего правления
должна быть абсолютной. 
4.      
Это этика внутренней жизни. Этика Царства ставит
новый акцент, акцент 6на праведности сердца. 
5.      
Достижение праведности. 
6.      
Награда и благодать. Награда – это прежде всего
проявление благодати. Царство – это дар божьей благодати.
Мессия.
1.      
Мессианские упования в евангелиях. 
2.      
Иисус и Мессия. 
3.      
Миссия Мессии. 
a.      
Подготовить людей к будущему Царству Божьему
b.     
Осуществить великий перелом в истории
искупительного замысла Бога. 
c.      
Смерть Иисуса – это часть Его миссии. Это одно
из наиболее важных событий необходимых для выполнения Его миссии. 
Сын Человеческий.
1.      
В Синаптических Евангелиях Иисус чаще всего
называет Себя именно так
2.      
Никто другой не использует этот термин по
отношению к Иисусу
3.      
Ни в Деяниях, ни в послоаниях нет свидетельства
(кроме Стефана) чтобы ранняя церковь называла Иисуса Сыном Человеческим. 
Сын Человеческий у Даниила – это небесная мессианская
эсхатологическая фигура, которая приносит царство  скорбящим святым земли. 
В притчах Еноха выражение Сын Человеческий превращается в
титул вечно существовавшего мессию. 
Выражение «Сын Человеческий» стало Мессианским титулом
вечной божественной сущности, которая приходит на землю неся славное Царствие
Божье. 
Сын Человеческий в синоптических евангелиях. 
Сын Божий.
1.      
Создание Божье в смысле происхождения.
2.      
Моральнро-религиозный аспект использования для
характеристики отношения людей с Богом. 
3.      
Мессианское значение. 
4.      
Богословское. 
Сын Божий в
Евангелиях. 
Иисус часто говорит о Себе как о Сыне. 
Сыном Божиим называют Его ученики, бесы. 
Эсхатология.
Индивидуальная эсхатология в промежуточном состоянии.
Во всём Новом Завете прослеживается чёткое разграничением
между адом (как промежуточным положением) и геенной как место бесповоротного
осуждения. 
Ад – это понимание промежуточного состояния до суда.
Геена – это настоящий ад. 
Геена
В синоптическх евангелиях – место вечных мук в неугасимом
огне. 
Изгнание из присутствия Бога лишение благословений – вот в
чём сущность этой геены. 
Люди после воскресения будут как ангелы и войдут в жизнь
века грядущего.
Взгляд Иисуса на будущее. 
1.      
Суд постигнет Иерусалим и его обитателей. 
2.      
Храм разрушат и сравняют с землёй.
3.      
Греховное поколение будет наказано
4.      
Израиль лишится царства Божьего, которое будет
отдано другому народу
5.      
Посланцы Иисуса попадут из-за Него на судилище к
царям.
6.      
Знамения конца придут
7.      
Евангелие будет проповедано по всей земле.
Пришествие Царства
Пришествие Царства Божия описано в контексте пришествия Сына
Человеческого.
1.      
Будет сопровождаться пришествием Сына
Человеческого
2.      
Космическими котострофами
Время Царства.
1.      
Немедленное будущее. 
2.      
Отсрочка. 
3.      
Неопределённость 
Евангелие от Матфея.
Иисус показывает Мессию как:
1.      
Драматическое. В борьбе с неверием
2.      
Исполнение слова пророчества
3.      
Как Царя, Пророка, Священника и Мудреца
Христология
Матфей подчёркивает выбором материала, его структурированием
и точной формулировкой 2 момента:
1.      
Роль Иисуса как того, в ком сбываются надежда и
история Израиля
2.      
Уникальность Иисуса как безгрешного Сына
Божьего, Господа, Царя, Судьи и вездесущего Бога с нами. 
Иисус и закон
В Иисусе закон нашёл исполнение. 
Израиль, Иисус и Церковь.
Матфей подчёркивает, что миссия, которая изначально касалась
только Израиля стала всеобщей. 
Евангелие от Марка
Марка 1:1. 
Здесь сразу идёт предупреждение, что это будет богословский
рассказ.
Марк представляет Иисуса как Мессию и Сына Божьего с самого
начала.
Христология
Невосприимчивость или непонимание Апостолов у Марка –
удачная возможность для Иисуса скорректировать их ошибочные взгляды с помощью
правильного учения. 
Весь сюжет Евангелия основан на конфликте между
христологией, защищаемой Марком (представленной самим Иисусом) и христологией
аппонентов Марка (представленные апостолами). 
У Марка 2противоположных взгляда на учеников Христа. С одной
стороны они неразумны и не понимают Христа, с другой они имеют привелегии пред
другими. 
Слова и дела.
Марк гораздо больше внимания уделяет деятельности Иисуса как
учителя. Для него титул учителя – почётный титул. 
50% евангелия посвящено представлению учения Иисуса. 
Евангелие от Марка – это сбалансированный рассказ о служении
Иисуса и учения что значит быть учеником Иисуса Христа. 
Евангелие от Луки
Лука очень часто упоминает о молитве. 7 раз он упоминает,
что Иисус молился. У него есть несколько притчей о молитве. 
История спасения.
Авторы многих исследований называют ключём к богословию Луки
его представление об истории спасения. 
Ганс Концельман обнаруживает в трудах Луки представление о
трёхэтапном свершении Божьего замысла в истории. 
1.      
Период подготовки к пришествию Христа
2.      
Период Его служения
3.      
Период после вознесения – время Израиля, Иисуса
и Церкви
Спасение – это результат всевышней инициативы Бога, явленной
во Христе. Это требует отклика на призыв Иисуса как спасителя, а не просто
верности церкви. 
Святой Дух у Луки.
Лука чаще, чем Матфей и Марк упоминает Святой Дух. 
Иудеи и язычники.
Как в Евангелии так и в Евангелиях спасение язычников – это
процесс, который предсказан ещё в ветхом завете.
Лука объясняет миссию Иисуса как освободителя,
предсказанного в Исайи 61 главе.
Исполнение Божьего замысла – принести спасение всем концам
земли рассматривается как исполнение пророчеств пророков Израиля. 
Церковь как язычники так и иудеи являются орудием,
выполняющем Божье поручение, свидетельствуют об Иисусе силой Духа Святого.
У Луки так же есть особенность – благовестие нищим. 
Евангелие от Иоанна.
Отличия Евангелия
от Иоанна от синаптических мевангелий
1.      
По разному описывается география служений Иисуса
2.      
Отличается порядок событий
3.      
3 или 4 пасхи (Иоанна 2:13; 6:4; 13:1; 5:1)
4.      
Нет некоторых важных материалов (рождение
Иисуса, нагорная проповедь, многие притчи)
5.      
Литературная форма
6.      
Стиль греческого языка (у Иоанна он самый
простой)
7.      
Понятие о вечной жизни (у Иоанна это уже
сбывшееся благословение)
8.      
Самое характерное выражение Иоанна – «Я есмь» 
9.      
Вместо противопоставления настоящего и будущего,
противопоставления низа и верха, небес и земли, области Бога и области мира.
10.  
Разный словарный запас
11.  
Иоанн пишет более глубокое богословское
толкование
12.  
Иоанн пользуется знакомыми гностикам словами и
идеями для опровержения гностических тенденций. 
13.  
Иоанн обрабатывает суть придания так, чтобы
объяснить исторического Иисуса церкви того времени.
Дуализм или
двойственность Иоанна
1.      
Два мира – верхний и нижний.
2.      
Тьма и свет
3.      
Эсхатологический дуализм
4.      
Плоть и дух 
Иоанн рассматривает спасение как вертикально, так и
горизонтально. Вертикаль указывает на уникальность божественного вмешательства
в лице Иисуса. Горизонтальный аспект устанавливает связь между этим
вмешательством и историей спасения. 
Христология.
Христология – основаня тема книги т.к. вечная жизнь зависит
от правильных отношений со Христом. 
Богословское использование Иоанном понятия Логоса не имеет
параллелей ни в еллинистическом богословии, ни в иудейской мысли.
Он использует это слово:
1.      
Чтобы подчеркнуть вечное существование Иисуса. 
2.      
Для провозглашение божественности Иисуса
3.      
Иоанн утверждает, что Логос был действенным
лицом сотворения
4.      
Поразительность заявления, что Слово стало
плотью
5.      
Логос пришёл во плоти как откровение. Он являет
людям жизнь, свет, благодать
Поятия Христос и Сын Божий не являются взаимозаменяемыми
синонимама. 
Сын Человеческий.
Как Сын Человеческий Иисус единственный, кто сошёл с небес и
вернётся на них. 
Иоанн подщчёркивает реальности плоти Иисуса в изречениях о
сыне Человеческом чтобы преодолеть докетические тенденции. 
Вероятно Иоанн обращается к преданию о Сыне Человеческом не
зависимому от придания синоптических евангелий. Он дополняет их, но не
противоречит. 
Сын Божий
Олдно из наиболее характерных различий между синоптических
евангелий и Иоанна – это значение отношений Иисуса и Бога как сына и отца. У
Иоанна Иисус называет Бога Отцом 106 раз. 
Слова «мой Отец» Иисус произносит 24 раза у Иоанна; у Матфея
18 раз; у Марка 6; У Луки 3.
Представление об Иисусе как о Сыне Бога – главная
христологическая идея Иоанна. 
Иисус уникальный сын, отличный от других. Он выделяет себя. 
Сын особый объект Божественной любви.
Его деяния божественны, Он послан Богом, поэтому Его деяния
– это деяния самого Бога.
Его слова – слова Бога. 
Как Сын Иисус претендует на обладание исключительным знанием
об Отце. 
Сыну дана власть над всем. 
Единство Сына и Отца. Это единство не просто единство
замыслов и намерений, но некоторым образом не понятной для людей «Отец в Сыне и
Сын в Отце».
Миссия Сына
1.      
Посредник
2.      
Судья
3.      
Миссия Спасения. Она предпологает смерть Иисуса.
Иоанн выделяет тему искупительных страданий с самого начала.
Божественность
Сына.
Иисус обладает божественной природой.
У Иоанна отчётливее и выразительнее чем у других
новозаветных авторов провозглашается божественность Христа как вечного Сына
Бога. И в то же время делается различие между Сыном и Отцом. 
Человеческая
природа Иисуса.
Иисус равен Богу. Он на самом деле Бог во плоти, но в то же
время Он человек. 
Иоанн углубляет понимание о Христе синоптических евангелий. 
Вечная жизнь.
1.      
Вечная жизнь – это центральная тема учения
Иисуса согласно Иоанну. Иоаннпрежде всего акцентирует вечную жизнь как текущий
опыт. 
2.      
Слово «жизнь» встречается у Иоанна 36 раз;
«вечная жизнь» 17 раз; и по значению особо не отличаются. 
3.      
Вечная жизнб в иудаизме как и в Даниила
12:2  - это прежде всего жизнь века
грядущего, жизнь в воскресении. 
4.      
В синоптических евангелиях вечная жизнь – это
жизнь века грядущего. Но у Иоанна эсхатологическая и так же текущий опыт жизни
на земле. 
5.      
Сами Его слова – это жизнь. 
6.      
Вечная жизнь – это Божья заповедь. 
7.      
Эта жизнь не просто передаётся через Иисуса и
Его слово, но она пребывает в самой Его личности. 
8.      
Жизнь, которая пребывает в Иисусе – это жизнь
грядущего века. 
9.      
Вечная жизнь в будущем предполагает телесное
воскресение.
10.  
2 измерения жизни – настоящее и будущее
неразрывно связанны в речах Иисуса о Его отношениях с Отцом. 
11.  
Миссия воскрешения из мёртвых выполняется в 2
этапа: Иоанна 5:25-26; 5:28-29
12.  
Для Иоанна жизнь заключена в конкретной
исторической фигуре Иисуса. Жизнь зависит от веры. 
13.  
Природа вечной жизни – это познание Бога.
Познание Бога у Иоанна – это опыт отношений. 
14.  
Виденье Бога. Познание Бога ассоциируется с
виденьем Бога. В Евангелии ставится особый акцент на видении Христа. 
15.  
Познание истины. Вечная жизнь – это так же
познание истины. В Ветхом Завете истина и познание Бога – родственные понятия.
Познать истину значит познать Божий замысел спасения, воплощённый во Христе. 
16.  
Вечная жизнь, познание Бога, познание истины –
все эти искупительные понятия обозначают свершение Божьего замысла в Иисусе. 
Христианский образ
жизни.
Вера.
1.      
У Иоанна подчёркивается необходимость веры для
спасения. 
2.      
Такая вера означает признание мессианской миссии
Иисуса.
3.      
Вера предполагает полную преданность и личное
единение верующего и Христа. 
Вера и знамения.
1.      
Вера в чудеса – это ещё не подлинная вера. 
2.      
Вера без знамений – не просто доверчивость, но
отклик на Слово, свидетельство учеников. Как устное, так и письменное. 
3.      
Вера – это всегда отклик человека на
свидетельство. 
Слава. 
1.      
Смерть, воскресение и вознесение Иисуса – это
Его прославление.
2.      
Иисус пришёл из славы Божьего присутствия и
вернётся туда после смерти. 
3.      
Слава Божья явлена в служении Иисуса. Всё
служение Иисуса – проявление славы. 
4.      
Божья слава явилась униженной и страдающей и
видна только верующим. 
Вера и познание. 
1.      
Эти 2 понятия у Иоанна не отделимы друг от
друга. 
2.      
Познание как начинается с веры, так и пребывает
в ней. Вера всегда должна вести к познанию. Познание неотделимо от подлинной
веры. 
Предопределение. 
Решение уверовать – не достижение и не заслуга человека. Это
просто правильный отклик, который стал возможен благодаря благодати Божьей и
откровению в Иисусе. Это не наша заслуга. 
Пребывание.
Пребывание обязательно для поддержания веры.
Пребывание – это взаимное пребывания верующего во Христе и
Христа в верующем.
Это аналог пребывания Сына в Отце и Отца в Сыне.
Верующие пребывают так же и в Отце и в Сыне. 
Этика Иоанна.
Последователи Иисуса должны поступать по истине. Это значит
жить в свете откровения о Христе. 
Церковь.
У Иоанна нет конкретно такого понятия церкви.
Таинства.
Иоанн описывает таинства как символы.
Святой Дух.
В Ветхом Завете – это источник физической жизни, исходящий
от Бога.
На греческом языке слово «пневма» 
Святой Дух у Иоанна.
Для Иоанна было важно что Иисус исполнился Духом в момент
крещения.
Иисус выполнял Своё служение силою Духа.
Иисус наделяет Духом Своих учеников.
У Иоанна присутствует уникальное учение о параклете.
Дух присутствует совершенно по новому в учениках.
Все высказывания о Духе отражают двойственный дуализм.
Параклетос – это адвокат или защитник. У Иоанна же «параклет»
- это больше наставник, который обучает и ведёт учеников.
5 уникальных
высказываний в обращении Иисуса к ученикам в Иоанна 14-16 главы.
1.      
Дух – это другой Утешитель
2.      
Параклет придёт
3.      
Отец даст Параклета по просьбе Иисуса
4.      
Отец пошлёт Параклета
5.      
Параклет будет послан во имя Иисуса
Во многих отношениях Параклет для Иисуса тоже, что Иисус для
Отца.
Миссия Духа по
отношению к ученикам.
У верующих потекут из чрева реки воды живой
Бог будет пребывать с верующими постоянно
Дух прославит Христа.
Задача Духа – свидетельствовать о Христе, который больше не
будет присутствовать в телесном мире. 
Это Дух истины.
Он покажет им будущее.
Служение Духа предполагает:
- напоминание об учении Иисуса
- Наставление о новых областях Божественной истины.
Дух будет наделять верующих способностями.
Дух для мира обвинитель.
Эсхатология
Иоанна.
Вместо речи на Элионской горе с её предсказанием событий
последних времён, Иоанн приводит беседу Иисуса с учениками. 
Пришествие Христа.
Деяния Апостолов
или ранняя церковь.
